кредит заемщикам (банкам и другим коммерческим структурам) за счет централизованных источников Министерства финансов РФ или Банка России. С 1994 не предоставляется. Предназначались для кредитования агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, предприятий ВПК и др., оплаты товаров для досрочного завоза в районы Крайнего Севера, инвестиционных нужд предприятий, перечень которых определялся федеральными органами. Кредиты перечислялись на корреспондентские счета коммерческих банков в соответствии с квартальными графиками освоения государственных централизованных капитальных вложений и с учетом их фактического освоения. Использование этих средств разрешалось только по целевому назначению. Государственные кредиты на инвестиционные нужды рассматривались как гарантированные Правительством и учитывались при расчете экономических нормативов деятельности коммерческих банков исходя из установленного для этого вида вложений коэффициента риска. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИОННО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ АУДИТОРСКАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ (ЦАЛАК) орган, созданный при Минфине РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 № 482 для организации работы по аттестации аудиторов и выдаче лицензий физическим и юридическим лицам. В состав ЦАЛАК Минфина России входили представители государственных органов, научных и учебных заведений, общественных аудиторских организаций, практикующие аудиторы. Работа ЦАЛАК обеспечивалась Департаментом государственного финансового контроля и аудита, являющимся самостоятельным структурным подразделением Минфина РФ. На заседаниях ЦАЛАК рассматривались вопросы об аттестации и лицензировании аудиторской деятельности по общему аудиту, страховому аудиту, аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; о программах и порядке проведения квалификационных экзаменов; о контрольных проверках аудиторов и аудиторских фирм и др. В России действовали 40 учебно-методических центров (УМЦ) по обучению и аттестации аудиторов ЦАЛАК Минфина РФ, созданных при высших учебных заведениях экономического профиля и госуниверситетах. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 20 учебно-методических центров, которым было предоставлено право выдавать соответств. документы о повышении квалификации аудиторов. Планировалось открытие учебно-методических центров Аудиторской палаты России, Российской коллегии аудиторов и Союза профессиональных аудиторских организаций. ЦАЛАК уделял большое внимание вопросам контроля за деятельностью УМЦ, практикующих аудиторов. По жалобам, поступавшим в контрольно-инспекторский отдел Департамента, проводились проверки качества аудиторских заключений с выездом в аудиторские фирмы или направлялись запросы для предоставления заключений. По результатам контрольных проверок ЦАЛАК мог принимать решения о лишении лицензии на аудиторскую деятельность. Был утвержден Порядок продления срока действия квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. ЦАЛАК осуществлял тесное взаимодействие с зарубежными странами по вопросам организации и регулирования аудиторской деятельности, развития аудита в России. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 69-н от 27 окт. 1999 аудиторские организации и аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, представляли отчет о своей деятельности по установленной форме. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (2001) предусмотрено создание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, основным функциями которого являются: издание соответстветствующих нормативных правовых актов; организация разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установленном порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ; лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидальными аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и порядка представления отчетности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров; аккредитация профессиональных аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности.