Бюджетный федерализм

(англ. budget federalism)-способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы - федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, - обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов. К основным принципам бюджетного федерализма относятся: единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, по бюджетным вопросам; сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства; сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы; высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетная обеспеченность на базе налогового потенциала соответствующей территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения; активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики гос-ва, включая межбюджетные отношения. К федеративным гос-вам, где в той или иной степени реализуется бюджетный федерализм, относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Австралия. РФ входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов РФ, зафиксированного в Конституции РФ, не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историческим, социально-экономическим и политическим условиям функционирования субъектов РФ. Это предопределяет объективное требование - учитывать их в межбюджетных отношениях. Однако при всех различиях в межбюджетных отношениях, складывающихся между отдельными субъектами РФ с федеральным центром, они не должны противоречить интересам других субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Поэтому асимметричность федерации не означает отклонения от принципов федерализма. Для классических федераций характерен высокий уровень автономии отдельных государственно-территориальных образований. Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства федеративного государства высокая степень автономии субъектов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определенные пределы, иначе может последовать распад федерации. Не является отступлением от принципов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (специальный налоговый режим) предоставлены Северной Территории - с ней федеральный центр заключил специальное бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социально-экономическое развитие до среднего по стране уровня (после того как поставленная задача была решена, попытки федерального центра устранить предоставленные Аляске привилегии оказались безуспешными, т.к. это не было заранее обусловлено договором). Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного государства обеспечивается не силой, а взаимовыгодой. (Особый статус имеют и некоторые административно-территориальные образования в унитарных государствахвах: Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испании и др.). В связи с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюджетных ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджетный федерализм