денежные средства, поступающие на кредитной основе в распоряжение Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований для финансирования дефицита соответствующего бюджета и погашения долговых обязательств. Поступление заемных средств в бюджеты всех уровней осуществляется на основе кредитных операций органов государственной власти и местного самоуправления, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Бюджетные заимствования подлежат возврату в той же сумме с уплатой процента (платы) на величину займа; утверждаются органами законодательной (представительской) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Бюджетные заимствования подразделяются на государственные и муниципальные; первые используются для финансирования дефицита федерального и субфедерального бюджетов, а также погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов Федерации; вторые - для финансирования дефицита местных бюджетов и погашения долговых обязательств муниципальных образований. Бюджетные заимствования подразделяются также на внутренние и внешние; при этом критерием деления может выступать валюта заимствований или признак резидентства кредиторов. В Российской Федерации к внутренним относят заимствования в валюте РФ, к внешним - в иностранной валюте. По методике Международного валютного фонда государственные внутренние заимствования - это привлечение средств от резидентов, при привлечении средств от нерезидентов формируются внешние заимствования. К внутренним заимствованиям относят: займы на внутреннием финансовом рынке, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования; кредиты, полученные от отечеств, кредитных организаций. К внешним -кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, займы международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. ст. 95 и 96), могут быть только внутренние заимствования (субфедеральные и муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска региональных и муниципальных ценных бумаг; кредиты, полученные от отечественных кредитных организаций), поступающие от российских юридических и физических лиц, т.е. от внутрироссийских кредиторов. Однако в связи с тем, что до 1 января 2000 субъекты Федерации имели законодательное право осуществлять не только внутренние, но и внешние заимствования, у них образовался внешний государственный долг, который из-за нехватки бюджетных средств может подлежать реструктуризации. Поэтому ст. 90 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает для субъектов Федерации ограничений по валюте долговых обязательств. В настоящее время правом осуществления государственных внешних заимствований обладает Российская Федерация, от имени которой их может осуществлять Правительство РФ либо уполномоченный им ответственный федеральный орган исполнительной власти. Право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, включая государственные и муниципальные гарантии, предоставлено: от имени Российской Федерации - Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти; от имени субъекта Федерации - единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Федерации; от имени муницип. образования - уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В России существует единая система учета и регистрации государственных и муниципальных заимствований. Субъекты Федерации и муниципальные образования обязаны регистрировать свои заимствования в Минфине РФ; последнее ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации, в которой отражаются внутренние и внешние долги самой России, субъектов Федерации и муниципальных образований.
|
||||
|
|
|
|