регулируемые бюджетным законодательством РФ отношения, возникающие в бюджетном процессе между его участниками, а также между субъектами этих правоотношений в ходе функционирования бюджетной системы страны. Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права; они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют. Многообразие бюджетных правоотношений и одновременно их специфика, обусловленная сферой возникновения, предопределяют деление бюджетных правоотношений на две группы: к первой относятся бюджетные правоотношения, возникающие в связи с действием правовых актов, регламентирующих процессы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; ко второй - бюджетные правоотношения, возникающие между участниками бюджетного процесса на всех его этапах, т.е. в ходе составления исполнительными органами власти и органами местного самоуправления проектов бюджетов всех видов и уровней, их рассмотрения законодательными (представительными) органами власти и местного самоуправления, утверждения и исполнения бюджетов, а также контроля за их исполнением. Характер бюджетных правоотношений, их содержание обусловливают функции участников бюджетного процесса. К примеру, Президент РФ ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, а также подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год; органы законодательной (представительной) власти рассматривают проекты бюджетов и утверждают бюджеты на очередной финансовый год; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, бюджетов, другие уполномоченные органы) организуют и осуществляют исполнение бюджетов; органы государственного и муниципального финансового контроля следят за законностью бюджетных операций, проводят проверки своевременности и полноты поступлений денежных средств в бюджет, экономного и эффективного их использования; органы управления государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования) регулируют процессы формирования и использования средств этих фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют оперативное регулирование бюджетных потоков, перераспределяя в случае необходимости денежные средства между бюджетополучателями. Бюджетные правоотношения регулируются: законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ (в пределах их компетенции), органами местного самоуправления (в пределах их компетенции).
|
||||
|
|
|
|