Бюджетные правонарушения

(англ. breach of budget law) - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения. Перечень нарушений бюджетного законодательства, определенный в Бюджетном кодексе РФ, включает: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; несвоевременное и неполное перечисление и зачисление бюджетных средств на счета бюджетополучателей; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие сводной бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременные платежи по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих суммы, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание долга; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующих территориях отделений Банка России; иные правонарушения. Наиболее частое бюджетное правонарушение - использование бюджетных средств не по целевому назначению. Под этим понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренные при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств. Бюджетополучатель не вправе самостоятельно перераспределять средства между предметными статьями. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются также: направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; взносы в уставный капитал другие юридические лица; расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов; завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенных в адресные и целевые программы; недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета; расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование ГСМ и т.п.); просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг; заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственных или муниципальной собственностью. За бюджетные правонарушения предусмотрены различные меры ответственности, которые определены Бюджетным кодексом РФ. При этом регулирование ответственности за нарушение бюджетные законодательства складывается из: определения органов, применяющих меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства (органы Федерального казначейства РФ, Арбитражный суд РФ, Счетная палата РФ); установления системы санкций и мер воздействия на правонарушителей (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени и т.д.); определения процедуры применения мер принуждения (списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, приостановление операций по счетам в кредитных организацияхциях сроком до 1 месяца и т.д.). Размеры штрафов и пени устанавливаются Бюджетным кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Бюджетные правонарушения предусмотрены также региональным законодательством, главным образом, законами об областных (и др. региональных) бюджетах на соответствующий год.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджетные правонарушения