Бюджетная система РФ, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, строится на 3 принципах: самостоятельность бюджетов; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, равенство бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. (Указанные в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ другие принципы не относятся к построению бюджетной системы РФ, а характеризуют либо бюджетный процесс, либо механизм бюджетного финансирования.) Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет принцип самостоятельности бюджетов. Он означает, что в каждом бюджете должны быть собственные источники доходов; что на любом уровне бюджетной системы органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и осуществлять самостоятельно бюджетный процесс; что недопустимо изымать в бюджет вышестоящего уровня доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения нижестоящего бюджета, а также экономию по расходам нижестоящего бюджета, и т.д. Однако правовые нормы, заложенные в действующем Бюджетном кодексе РФ, пока что не способствуют последовательной реализации на практике этого принципа, более того, они препятствуют реальной (а не декларируемой) самостоятельности. Принцип самостоятельности бюджетов не может быть обеспечен без четкого и последовательного воплощения др. принципа - разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ. Процесс разграничения расходов и доходов между бюджетами до конца еще не доведен, поскольку остаются достаточно большими в бюджетах всех уровней расходы, совместно финансируемые из разных бюджетов, а доходы региональных и местных бюджетов формируются в основном за счет средств бюджетного регулирования, а не собственных источников доходов. Для реализации принципа разграничения доходов и расходов огромное значение имеет выработка критериев разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ и видами бюджетов. На смену «советским» критериям, действовавшим в быв. СССР до 1991, должны прийти современные российские критерии. В качестве таких критериев в области разграничения доходов называют фискальную значимость соответственного источника дохода и его экономическая роль в развитии производства товаров и услуг на конкретной территории. Для законодательного отнесения расходов на то или иное звено бюджетной системы могли бы использоваться такие критерии: адекватности бюджетных расходов интересам, удовлетворяемым за счет этих расходов; отнесения расходов на тот уровень бюджетной системы, где от них может быть получена наивысшая эффективность. Очень важен для построения бюджетной системы РФ принцип равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом; он выражает одну из сторон бюджетного федерализма даже в условиях существования асимметричной федерации. Этот принцип логически вытекает из зафиксированного в п. 4 ст. 5 Конституции РФ положения о равенстве прав всех субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако механизм реализации принципа равенства бюджетов, зафиксированный в Бюджетном кодексе РФ (ст. 132), не вполне адекватен требованиям нынешнего этапа бюджетной реформы, т.к. предполагает «установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ». Между тем реализация принципа равенства бюджетов требует использования единых методологических подходов (а не единых нормативов отчислений) к определению размеров финансовой помощи, оказываемой субъектам Федерации из федерального бюджета. Важным шагом по пути совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней явились концепция реформирования межбюджетных отношений, разработанная на период 2001-2010, и «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Целью принятой 15 авг. 2001 Программы является такое совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации, которое позволит органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоят, налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня. В соответствии с этой целью основными задачами Программы являются: а) упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ; б) четкое разграничение расходных полномочий между органами власти разного уровня и сокращение «нефинансируемых мандатов»; в) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; г) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов; д) повышение качества управления государственными и муниципальными финансами на региональном и местном уровне. Решение этих задач требует проведения соответственных организационных мер, совершенствования правовой базы, регламентирующей бюджетное устройство Российской Федерации, разработки Методических указаний по претворению в жизнь намеченных Программой мер.
|
||||
|
|
|
|