один из видов местных бюджетов, формируемый на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) и служащий финансовой базой деятельности его органов местного самоуправления. В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты ЗАТО напрямую связаны с федеральным бюджетом, поэтому федеральные органы власти имеют возможность передавать часть своих доходных источников прямо в бюджеты ЗАТО, минуя субфедеральный уровень бюджетной системы РФ. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 42) в доходы бюджетов ЗАТО направляются в полном объеме все виды федеральных, региональных и местных налогов, а также другие поступления, мобилизуемые на территории ЗАТО. Из этого порядка на 2002 предусмотрены исключения по нек-рым видам федеральных налогов и сборов; так, установлены не 100%-ные, а дифференцированные нормативы отчислений в бюджет ЗАТО: по акцизам на водку и ликероводочные изделия - 50%, по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выражение в иностранной валюте, - 40%, по платежам за добычу углеводородного сырья и подземных вод - 60% и т.д. В части региональных налогов и сборов 100%-ные отчисления действуют по всем их видам, кроме единого налога на вмененный доход для физических лиц, по которому норматив отчисления в бюджеты ЗАТО установлен на уровне 70%. При недостаточности собственных доходов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета прямые дотации на финансирование текущих расходов, связанных с деятельностью органов местного самоуправления, а также целевые субвенции. Конкретный размер дотаций и субвенций утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. К примеру, в Законе «О федеральном бюджете на 2001 год» согласно статья 49 установлен предельный объем дотаций в сумме 6,2 млрд р. и субвенций - в размере 3,95 млрд р., выделяемых 39 ЗАТО; при этом дотации предназначаются на финансирование текущих расходов, а субвенции - на капитальные вложения (52% общей величины субвенций), финансирование программ развития ЗАТО (38%) и расходы на отселение (10%). В 2002 предельный объем дотаций бюджетам ЗАТО запланирован в сумме 6,9 млрд р., а субвенций на отселение, капитальные расходы и программы развития ЗАТО - в сумме 4,6 млрд р. Если в процессе бюджетного планирования выявляется превышение доходов бюджета ЗАТО над его расходами, то при утверждении федерального бюджета принимается решение о перераспределении предполагаемого превышения и направлении средств данного превышения на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и объектов, расположенных на территории ЗАТО. При определении размера превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами учитывается установленный для данного территориального образования уровень бюджетной обеспеченности населения, который является более высоким по сравнению с другими муниципальными образованиями данного региона, поскольку отражает повышенные меры социальной защиты граждан, льготы по оплате труда, государственному страхованию, гарантии занятости и др. Напр., граждане, проживающие и работающие на территории ЗАТО, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях (объектах). Есть и другие причины, обусловливающие повышенный уровень бюджетной обеспеченности граждан. Исполнение бюджета ЗАТО осуществляется Федеральным казначейством. Если при исполнении бюджета ЗАТО образуется превышение доходов над расходами, оно не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ. Специфика ЗАТО, обусловленная нахождением на его территории режимных объектов Министерства обороны РФ, Министерства РФ по атомной энергии, Российского авиационно-космического агентства и т.п., обусловливает более высокую степень централизации управленческих функций; это сказывается и на бюджетной сфере. Так, органы местного самоуправления ЗАТО не имеют права самостоятельно принимать решения ни о прекращении действия налоговых льгот, ни об установлении дополнительных видов льгот по налогам и сборам, находящимся в ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Они не вправе также по федеральным и региональным налогам и сборам изменять действующие налоговые ставки.
|
||||
|
|
|
|