Бюджет муниципального образования (местный бюджет)

(англ. local (authority) budget) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления. Бюджет муниципального образования -основа финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, другого муниципального образования, определенного законодательством субъектов РФ). В бюджете муниципального образования могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995). Более детально полномочия органов местного самоуправления определяются нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. Российское законодательство закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет муниципального образования, контролировать его исполнение. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается: достаточным уровнем собственных доходов (согласно Бюджетному кодексу РФ - наличием собственных доходов); правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнительных расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Доходы бюджета муниципального образования формируются за счет: местных налогов, сборов и штрафов, долей федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе за бюджет муниципального образования, неналоговых доходов (см. Собственные доходы бюджета), отчислений от регулирующих федеральных и региональных налогов и сборов; финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов; средств на финансирование реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с решениями РФ и ее субъектов; средств на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению расходов (уменьшению доходов) бюджета муниципального образования. При недостаточности бюджета средств органы местного самоуправления вправе привлекать дополнительные источники, покрывающие дефицит бюджета, которые не включаются в общую сумму доходов бюджета муниципального образования. В качестве таких источников для муниципальных образований выступают внутренние муниципальные заимствования у физических и юридических лиц. Расходы бюджета муниципального образования осуществляются за счет доходов и заемных средств. Согласно Бюджетному кодексу РФ за бюджетом муниципального образования закрепляется финансирование следующих видов расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальное жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территории муниципальных образований; реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов; проведение муниципальных выборов и местных референдумов; реализация иных решений органов местного самоуправления и прочих расходов, отнесенных к вопросам местного значения. Бюджетный кодекс РФ устанавливает ряд количеств, ограничений, в частности: текущие расходы бюджета не могут превышать объем доходов бюджета; размер дефицита бюджета не может превышать 10% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов; предельный объем муниципального долга не может превышать объем доходов бюджета муниципального образования без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней; дополнительные ограничения установлены для муниципальных образований, получающих финансовая помощь из бюджета субъекта РФ. Бюджет муниципального образования, являясь частью бюджетной системы РФ, прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня - бюджетом субъекта РФ. Поэтому, хотя законодательство закрепляет самостоятельность органов местного само- управления в вопросах формирования бюджета муниципального образования, эта самостоятельность имеет пределы. Например, определение нормативов отчислений от регулирующих налогов и сборов и размеров финансовой помощи бюджет муниципального образования находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своих полномочий самостоятельно осуществляют перераспределение бюджетных средств.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджет муниципального образования (местный бюджет)