главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка определяются Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами. Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» введен в действие Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1990. В Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995) вносились дополнительные и измененные, с августа 1999 действует новая редакция закона. Основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банк России, являясь юридическим лицом, занимает особое положение в системе властных структур РФ. В пределах полномочий, предоставляемых ему Конституцией и федеральными законами, он относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Относительная независимость банка обеспечивается: неделимостью и неотчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в федеральной собственности; самоокупаемостью (осуществлением расходов за счет собственных доходов); освобождением от ответственности по обязательствам государства (за исключением случаев, когда банк и государство принимают на себя такие обязательства); нахождением в распоряжении банка особого инструментария регулирования денежно-кредитной системы, свободой выбора конкретных форм и методов регулирования в рамках полномочий банка; предоставлением банку права издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; лишением членов Совета директоров Банка права быть депутатами Государственной Думы и членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами других уровней представительной власти, а также членами Правительства РФ (кроме того, они не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях). Банк России не имеет права предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (за исключением случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете). Особый статус Банка России находит выражение в ряде ограничений его правоспособности: по закону он осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральным законом; должен использовать процентную политику в целях укрепления рубля; вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными орг-циями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Банк России в рамках закона открыт для конструктивного взаимодействия с ветвями власти. Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; Председатель Банка или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а министр финансов и министр экономического развития и торговли участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса; Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. При Банке России образован Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Высшим органом управления Банка является Совет директоров - коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе в Банке. Совет директоров возглавляется Председателем, назначаемым на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ; члены Совета директоров назначаются Государственной Думой по представлению Председателя, согласованному с Президентом РФ. Порядок назначений на руководящие должности в Банке России является одной из составляющих его подотчетности Государственной Думе, в которую также входят: представление Банком на рассмотрение годового отчета и аудиторского заключения; определение аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей; доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России. ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающую центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в т.ч. подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не могут принимать решения, носящие нормативный характер, действуют на основании Положения. Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями. Среднесписочная численность всех категорий работников в системе ЦБ РФ составила 80699 тыс. человек (2000 г.). Одна из важнейших функций Банка России - организация наличного денежного обращения. Законом Банку России предоставлено исключительное право на эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения офицальной денежной единицы РФ - рубля. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Законом также не предусмотрено установление официального соотношения между рублем и золотом или другими драгоценными металлами. Организуя наличное денежное обращение на территории страны, Банк России выполняет следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций; кассовое обслуживание клиентов; поддержание чистоты налично-денежного обращения и профилактика фальшивомонетничества. Как органу государственного денежно-кредитного регулирования Банку России законом предоставлено право в целях укрепления рубля использовать широкий набор инструментов: установление процентных ставок по своим операциям; регулирование предложения ресурсов коммерческими банками посредством нормативов обязательных резервов (резервных требований); проведение операций на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров денежной массы; прямые количественные ограничения. В силу переходного состояния российской экономики, неразвитости рыночных отношений в производстве и кредитно-финансовой сфере, Банк России не в полной мере может воспользоваться рыночными инструментами регулирования (переучет векселей, валютные свопы). Наиболее активно в практической работе Банк использует: обязательные резервы; ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг; однодневные расчетные кредиты; процентные ставки по собственным операциям; операции репо; депозитные операции. В целях регулирования совокупного спроса и предложения денег в Российской Федерации, курса рубля к иностранным валютам Банк России осуществляет куплю-продажу иностр. валюты на организованном валютном рынке (Московской Межбанковской валютной бирже, ММВБ), устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю, а также осуществляет другие меры с целью обеспечения устойчивости национальной валюты. Важная составляющая денежно-кредитного регулирования Банка России - участие в организации и функционировании рынка государственных ценных бумаг как неинфляционного источника финансирования федерального бюджета и покрытия государственного долга. Наряду с Министерством финансов РФ, официальными дилерами, ММВБ, Банк России входит в инфраструктуру рынка государственных ценных бумаг, выполняя на нем функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию долга, выступая дилером, а также органом регулирования и контроля. Кроме того, он обеспечивает технико-организационную сторону функционирования рынка государственных краткосрочных бескупонных обязательств (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимой документации, перечисление денежных средств на счет министерства финансов РФ. В результате кризиса августа 1998 банковской системой был утрачен такой инструмент регулирования ликвидности как ГКО-ОФЗ. В этих условиях Банк России направил свою деятельность на содействие Министерству финансов РФ в восстановлении рынка государственных ценных бумаг. Банку России предоставлены широкие полномочия в области регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, при этом он руководствуется целью поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Банк выдает и отзывает лицензии на ведение банковской деятельности, назначает временные администрации в т.н. «проблемные» банки (см. Банк проблемный), устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, а также сложившейся мировой практики и требований международных надзорных органов Банк вправе устанавливать им обязательные нормативы, контролировать их выполнение, проводить инспекционные проверки деятельности банков на местах, а также применять к банкам санкции, вплоть до отзыва лицензии. Целям укрепления российской банковской системы, внутреннего валютного рынка, а также расширения взаимовыгодных связей с мировым финансовым рынком служат разрешенное законом участие Банка России в капиталах ОАО Сбербанк России, ОАО Внешторгбанк, ОАО Московская межбанковская валютная биржа, Некоммерческое партнерство, «Национальный депозитарный центр», росзагранбанков Московского народного банка (Лондон), Ост-Вест Хандельсбанка (Франкфурт-на-Майне), Коммерческого банка для Северной Европы - Евробанка (Париж), Донау-банка (Вена), Ист-Вест Юнайтед банка (Люксембург). В период после острого финансово-банковского кризиса (авг. 1998) Банком развернута разносторонняя работа по восстановлению и оздоровлению банковской системы страны. В соответствии с федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1998 с изм. 2001) и «О реструктуризации кредитных организаций» (1999) он совместно с Правительством РФ и Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) определяет приоритетные направления реструктуризации, согласовывает круг кредитных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по их реструктуризации; участвует в работе руководящего органа АРКО (в составе Совета директоров 5 из 13 членов являются представителями Банка России); информирует АРКО о состоянии банковской системы и кредитных организаций; содействует в разработке и внедрении индивидуального порядка надзора за реструктурируемыми кредитными организациями; направляет в АРКО предложения о переходе кредитной организации под его управление (предложение должно приниматься Советом директоров Банка России). В рамках процедур упреждающего характера Банк вправе применять к кредитным организациям следующие меры: направление требований об осуществлении ими мер по финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; введение моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более 3 месяцев; направление требования реорганизации кредитной организации. В случае, если арбитражным судом кредитная организация признается банкротом и по ней открывается конкурсное производство, Банк вносит соответствующую запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Являясь основным органом валютного регулирования и одним из органов валютного контроля, Банк России создает и совершенствует нормативно-правовую базу в этой области, осуществляя меры по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на внутреннем валютном рынке (репатриация в страну экспортной валютной выручки и уменьшение авансовых платежей по импорту; лицензирование валютных операций, связанных сдвижением капитала, контроль за соблюдением уполномоченными банками валютного законодательства и выполнением ими функций агентов валютного контроля за валютными операциями своих клиентов и т.д.). Закон наделил Банк России статусом органа, координирующего, регулирующего и лицензирующего организацию расчетных, в т.ч. клиринговых систем в Российской Федерации. Ведущее значение в этой сфере принадлежит расчетной сети Банка, через которую в 2000 проведено 67,7% общего объема платежей. Причинами широкого использования этой сети участниками расчетных отношений являются ее надежное функционирование, практически повсеместное применение электронных расчетов, сокращение сроков совершения платежей. В рамках полномочий, определенных законом, Банк России, выполняет и другие функции: принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление; проводит политику валютного курса, направленную на пополнение золотовалютных резервов страны и предотвращение резких колебаний курса рубля к иностранным валютам; управляет валютными резервами с целью обеспечения их сохранности, доходности и ликвидности. В интересах наиболее полного учета интересов Российской Федерации в отношениях с внешним миром Банк России взаимодействует с междунар. финансо-во-экономич. организациями, зарубежными странами и их центральными банками. Так, банк имеет разносторонние отношения с Международным валютным фондом (МВФ); Международным банком реконструкции и развития (МБРР); являясь акционером Банка международных расчетов (БМР), регулярно участвует во встречах управляющих центральными банками стран-акционеров БМР, а также в работе его комитетов и комиссий; проводит работу по расширению сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), рядом региональных банков развития; налаживает связи с др. междунар. организациями - Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организацией (ВТО); участвует в переговорах и встречах, проводимых в рамках «Группы -20» и «Груп-пы-7», «Комитета сотрудничества Россия - ЕЭС». Взаимодействие Банка России с зарубежными странами и их центральными банками осуществляется как на двусторонней, так и на многосторонней основе (Договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в рамках Содружества Независимых Государств). Банк России активно содействует развитию деятельности Межгосударственного банка (МГБ), в число членов к-рого входит 10 стран-участниц СНГ, (доля России в нем составляет 50% уставного капитала). Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд р. Совокупные активы (на 1 янв. 2001) составляли 1 346 096 млн р. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется по решению Совета директоров в резервы и фонды различного назначения.