Валютная система мира в межвоенный период
богатством для того, чтобы в критический момент удержать металлический базис». Из этого, видимо, капиталистические страны и исходили: ликвидировав металлический базис, они обезопасили себя от чрезмерных жертв, которые выражались бы в потере золота, тем более что после войны они были не способны идти на такие жертвы. Вот где кроются повсеместные отказы от золотого стандарта. В условиях государственного управления золотыми резервами этот металл стал накапливаться как стратегический резерв выравнивания платежного баланса и как военно-стратегический запас, когда все прочие средства уже использованы.
Денежная политика капиталистических стран в период послевоенного восстановления руководствовалась узконациональными соображениями. Общим являлось лишь мнение, что нарушения в области экономических и валютно-финансовых отношений носят временный характер и возврат к мирным условиям позволит воссоздать добрые старые отношения, прерванные в 1914 г.
Мысль о сохранении установленной во время войны гибкой формы валютных курсов даже не допускалась - превалировало мнение в пользу введения в дальнейшем только фиксированных паритетов.(4)
Подобное мнение высказывалось на международных конференциях в Брюсселе (1920 г.) и Генуе (1922 г.), где разрабатывались пути стабилизации валют капиталистических стран. Считалось, что фиксация паритетов должна быть произведена по довоенному образцу на основе «классического» золотого стандарта и по возможности на довоенных уровнях. В 1922 г. на конференции в Генуе (Италия) группа стран, включающая Великобританию, Францию, Италию и Японию, приняла программу, направленную на общий возврат к золотому стандарту и сотрудничество между центральными банками в деле достижения внешних и внутренних целей. Понимая, что запасов золота может не хватить для удовлетворения спроса центральных банков на международные резервы, Генуэзская конференция санкционировала частичный золотовалютный стандарт, в соответствии с которым небольшие страны в качестве резервов держат валюты нескольких больших стран, чьи собственные резервы полностью состоят из золота.(5)
Однако когда к середине 20-х годов в отдельные страны стали постепенно восстанавливаться фиксированные курсы, то, хотя они определялись исходя из золотого содержания валют, оставить прежние принципы полноценного золотого стандарта не удалось. Это и привело к появлению его «урезанных» разновидностей - золотослиткового и золото-валютного стандартов.
Суть золотослиткового стандарта заключалась в том, что отныне частное лицо не могло принести в банк банкноту и потребовать ее обмена на золотую монету того же номинала (или ряда монет на определенную сумму) просто потому, что золотые монеты были изъяты из обращения. Но зато вам могли предложить целый слиток, чаще всего весом в 12,5 кг. Естественно, что денег на подобную покупку хватало далеко не у всех. Таким образом, золотой стандарт вроде бы сохранялся, но при этом государство сокращало свободу частного сектора в совершении операций с золотом в стране.
В условиях золото-валютного стандарта банкноты не обменивались даже на слитки: оставалась лишь возможность конвертировать валюту страны, где был установлен такой стандарт, на валюту золотомонетного или золотослиткового стандарта и лишь через них получить золото соответственно в монетах или в слитках.
Почему же не был возможен возврат к «классической» форме золотого стандарта? Потому, что окончание войны не привело к автоматической нормализации экономического положения в капиталистических странах. Наоборот, именно в период восстановления национальных хозяйств и международных валютно-экономических отношений выявились порожденные войной внутренние и внешние трудности и противоречия. Инфляция, сдерживавшаяся во время войны административными мерами (карточной системой, установлением неизменных цен на определенные виды продукции и др.), значительно усилилась после того, как эти ограничения были сняты. В результате уже в начале 20-х годов капиталистический мир оказался в омуте политико-экономических противоречий, поделивших ведущие капиталистические страны на две группы: США, Великобритания, Япония и ряд бывших нейтральных государств проводили линию на повышение покупательной способности своих национальных валют и на фиксацию их курса на уровне довоенных паритетов, или, кок говорилось в экономической литературе, стали на путь дефляции; Франция, Германия, Италия и большинство остальных воевавших и сильно пострадавших от войны стран были вынуждены смериться с инфляцией. Оказавшись не в состоянии остановить начавшийся во время войны инфляционный процесс, они предоставили своим валютам возможность стихийно «выискивать» себе курс, на уровне которого впоследствии регистрировались их паритеты.
Неодинаковые методы, применявшиеся различными странами для преодоления экономических трудностей, сопровождались и разной валютной политикой, дополнительно затруднявшей возврат к фиксированным курсам. Для выявления основных тенденций, определявших форму валютного курса в капиталистических странах в 20-е годы, ограничимся кратким рассмотрением политики Великобритании, Франции и Германии в тот период. Выбор именно этих стран объясняется тем, что первые две страны представляют интерес, так как в 20-е, а затем и в 30-е годы использовали золотослитковый стандарт вперемежку с гибкими курсами, в то время как третья - Германия - ввела у себя золото-валютный стандарт. Поскольку война не обескровила, а наоборот обогатила США, они смогли безболезненно вернуться к золотомонетному стандарту и сохранять его фактически монопольно вплоть до 1933 г.
2.1. Великобритания
Отношение Великобритании к валютным проблемам было консервативным: Комитет Канлифа, названный так в честь лорда Канлифа - управляющего Банка Англии после первой мировой войны, в 1918 г. считал, что необходимо не только официально зафиксировать золотое содержание фунта стерлингов, но при этом сохранить его золотой паритет на довоенном уровне. Великобритании удалось-таки вернуться к фиксированному курсу, но лишь в 1925 г., при этом пришлось отказаться от довоенного золотомонетного стандарта и довольствоваться золотослитковым - более экономичным. Было публично заявлено, что обращение золотых монет - это «необязательная и нежелательная роскошь».
Введение золотослиткового стандарта обязывало Банк Англии продавать любому желающему по фиксированному курсу золотые слитки весом не менее 400 тройских унций* (т. е. фактически 12,5-килограммовые слитки в качестве знакомого средства платежа). Для такой покупки нужно было иметь около 1700 бумажных фунтов стерлингов (около 8000 долл. США по курсу тех лет). Но дело было даже не в том, что такая сделка была практически недосягаемой для большинства желающих обезопасить свои накопления, превратив их в золото, а в том, что валютные органы Великобритании, изменив форму владения золотом, ввели еще и контроль за накоплениями, ограничив возможные размеры личного хранения золота суммой в 10 тыс. ф. ст. Тем самым Банк Англии обеспечил себе возможность
скачать реферат
1 2 3 4 5 ... последняя