Проблемы инфляции в России в 1992-1995 годах
инфляции в Аргентине, где инфляционные процессы давно приобрели хронический характер, а в конце 80-х годов переросли в гиперинфляцию, стало сенсацией не только в Латинской Америке, но и во всем мире. Всего за 3 года страна прошла путь от роста розничных цен 5000% в год до 7%, а на четвертый год вышла на уровень «нулевой» инфляции.
Начало успешных стабилизационных мер в Аргентине вполне правомерно датировать приходом к власти президента Карлоса Менема. Новому руководству страны достался в наследство тяжелый круг финансовых и экономических проблем: падение ВВП доходило до 6% в год; внешние долги составляли 65 млрд долл., требуя для уплаты процентов ежегодно суммы, превышавшие 40% экспортной выручки страны; громоздкий, малоэффективный госсектор, значительная часть которого была убыточна и держалась на субсидиях; излишняя поддержка частного сектора государством, ослабившая конкурентоспособность первого; раздутый госаппарат, где процветали коррупция и разбазаривание казенных средств; хронический дефицит бюджета, доходивший до 20,5% ВВП и покрывавшийся преимущественно эмиссиями бумажных денег.
В итоге аргентинцам достался худший кризис гиперинфляция. Одним из важнейших действий правительства стала отмена государственного регулирования цен на многие товары.
Однако основной акцент правительство Менема сделало на преодоление дефицита госбюджета, на покрытие которого постоянно привлекались бумажно-денежные эмиссии Центрального банка, раскручивавшие спираль инфляции. Главными методами борьбы с дефицитом госбюджета стали преобразования в госсекторе и госаппарате, призванные сократить расходную часть бюджета, и реформа налоговой системы, нацеленная на пополнение его доходной части.
Приватизация шла болезненно, тем не менее ее финансовым результатом стало заметное сокращение госсектора, а значит, и субсидий предприятиям, и пополнение казны за счет поступлений от продажи государственных компаний. По оценкам Министерства финансов Аргентины общие доходы предприятий, полученные в разных формах, составили на февраль 19300 млн долл.
Чтобы сократить бюджетные затраты, в 1989 г. сначала были отменены или значительно урезаны различные налоговые льготы и субсидии, выплачиваемые из госбюджета, а затем осуществлено беспрецедентное сокращение персонала госучреждений, приблизительно на 100 тыс. человек за первые 3 года реформ. В министерствах, а их осталось почти половина от прежнего количества, ежегодно проводилось сокращение их расходов и значительно был усилен контроль за соблюдением финансовой дисциплины.
Хронической проблемой Аргентины была крайняя недостаточность поступлений в госбюджет. Правительство Менема неод-нократно прибегало к повышению тарифов на топливо, электроэнергию и коммунальные услуги, но эффект этих мер был временным. Тогда основная ставка в решении этой проблемы была сделана на реформу налогообложения. Все вышеизложенное способствовало сокращению бюджетного дефицита и достижению сбалансированного бюджета (с 8,6 до 3,7% ВВП), который ранее активно генерировал инфляционные процессы. В том же году началась новая стадия в стабилизационной политике Аргентины осуществление плана «Конвертибилидад».
В основу этого неординарного плана стабилизации было заложено положение, зафиксированное Законом о конвертируемости (№23928). По этому закону денежная масса в обращении не должна превышать объем официальных золото-валютных резервов, каждая эмиссия должна была быть обеспечена полностью золото-валютными резервами государства, что становилось гарантией конвертируемости национальной валюты (аустраля). Вводился фиксированный валютный курс: 10 тыс. аустралей = 1 долл. Первого января 1992 г. была проведена денежная реформа деноминация и замена аустраля на песо (10 тыс. аустралей = 1 песо), фиксированный курс которого был установлен в 1 песо = 1 долл. Образно говоря, Центральному банку Аргентины предписывались правила, при которых, в принципе, он мог бы на сумму официальных резервов выкупить всю денежную массу национальной валюты.
Значимость валютно-денежного компонента стабилизационной политики подчеркивалась еще и тем, что он был установлен законом, что в свою очередь затрудняло проведение девальвации песо. Это резко увеличило доверие aргентинцев к национальной валюте. Результаты финансово-экономической политики Аргентины стали сенсацией. За 19911992 гг. ВВП вырос на 16% при годовых темпах 78%. Официальные золото-валютные резервы увеличились с 3736 млн долл. в 1989 до 17297 млн в 1994 г., а темпы инфляции снизились, как уже указывалось, с 5000% в 1989 г. до 3,6% в 1994. При этом в январе, феврале и августе того же года рост розничных цен держался на нулевой отметке. «Шоковая терапия» в Польше. Причины польской инфляции во многом схожи с российскими. Действительно, на протяжении многих лет в Польше строилась социалистическая экономика под бдительным надзором руководства СССР. Структура польской промышленности была приспособлена к экономическим отношениям в рамках организации СЭВ. Антиинфляционные меры в Польше состояли в том, чтобы сдерживание доходов населения последовательно опиралось на жесткую кредитную и бюджетную политику с целью уменьшения количества денег в обращении. Ограничение зарплаты при дальнейшей либерализации цен должно было ликвидировать товарный дефицит.
В 1990 г. сеймом было принято решение о прекращении автоматического кредитования бюджета. Раньше делать это должен был Народный банк Польши, поскольку он и правительство подчинялись одному и тому же руководству. Теперь Народный банк Польши становился самостоятельным институтом. Государство должно было само искать источники финансирования дефицита госбюджета вплоть до распродажи имущества государственных предприятий и своих долей в приватизированных предприятиях частным лицам и фирмам.
Эта мера помогла ликвидировать основной источник инфляции кредитование госбанком дефицита бюджета. С 1989 г. практически была прекращена выдача льготных кредитов. По итогам 1-го квартала 1990 г. на заседании правительства отмечалось, что основные цели были достигнуты. Если в январе 1990 г. инфляция составляла 79%, то в феврале 24, марте 6 и апреле 4%. Производители столкнулись с барьером платежеспособного спроса и темпы роста цен начали падать. Была достигнута цель насыщение рынка. В 1991 г. правительство Польши пошло на фиксацию курса злотого, благодаря чему приостановило процесс долларизации экономики. Представленные примеры финансовой стабилизации и подавления инфляции в Аргентине и Польше имеют свою специфику. Подавление инфляции не может пройти без ущерба для населения страны, однако без подавления инфляции может наступить крах и полный развал всей экономики и государства.
1994 год, потерянный для реформ
Как мы видели, при проведении рыночных реформ в посттоталитарных странах правительства этих стран сталкиваются с проблемой: как осуществить реформы с наименьшими социальными издержками? Необходимо обеспечить продвижение к рыночной экономике и в то же время сохранить и укрепить недавно обретенную демократию,
скачать реферат
1 2 3 4