Развитие малого бизнеса в России
занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заключения коллективных договоров). Во многих странах МП интенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.
В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее большое число молодых, динамичных людей. Их влечет желание стать независимыми, возможность реализоваться, быстро поднять благосостояние семьи, осуществить на практике какую-либо техническую идею и т. п. Большинство готово ради этого идти на риск, работать с повышенной интенсивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным образом за счет временного снижения заработной платы или увеличения продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обычно поступают крупные фирмы.
Отличительной чертой МП является характер его финансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивается прямо пропорционально росту объема коммерческих операций предприятия.
Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны - от традиционно торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы, например, узкоспециализированные металлургические мини-заводы, которые не уступают КП по показателям качества и значительно превосходят их по экономичности (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).
Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.
Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предпринимательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда.
Женский бизнес в его различных формах образует весомую составляющую сектора МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения и только 4% - мужского.
Характерно, что темпы роста производительности труда в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.
Учитывая возможности сектора МП в плане расширения занятости, правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.
Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием ее успеха всегда является мобилизация местного «низового» предпринимательства.
Большую социальную и общественную ценность представляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативного предпринимательства, история которого в Западной Европе насчитывает более ста лет. В некоторых странах оно стало внушительной силой. Например, во Франции в кооперативном секторе экономики занято более 1 млн человек; сельскохозяйственные кооперативы дают 50% национального экспорта зерна, 60% - молока и молочных продуктов, а их годовой оборот превышает 140 млрд франков.
Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структуру, состоящую из десятков тысяч подобных предприятий. Эта структура функционирует на началах производственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных органов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.
В Японии и Италии на такой основе сформировались десятки промышленных округов - территориально-производственных комплексов, состоящих из множества малых и мельчайших узкоспециализированных предприятий. В округах достигнут высокий уровень благосостояния населения, сложился особый социальный климат. Производство часто ориентировано на внешние рынки (один из округов Италии, Прато, считается
скачать реферат
первая ... 6 7 8 9 10