Спиртовая мафия
граждане самых бедных стран СНГ. Живут они, как правило, на месте производства, получают мизер, не имеют возможности выходить, дабы не привлекать внимания.
Объем подпольного производства водки неизвестен. Общий объем нелегального производства (в том числе продуктов питания, одежды, парфюмерии и т.д.) эксперты оценивают в 40% внутреннего валового продукта. Водка занимает заметное место по оценкам тех же экспертов до 2/3, то есть более 25% ВВП. Сегодня Россия занимает четвертое место в мире по коррупции и теневой экономике,
пропустив вперед Колумбию, Боливию и Нигерию. И две трети этих проблем создает спиртовая мафия. Вокруг нее кормится огромное количество народа.
Во-первых коррумпированные чиновники самых разных уровней, сотрудники правоохранительных органов и люди, обслуживающие интересы мафии на законодательном уровне, так сказать спиртовое лобби. Это и депутаты местных самоуправлений и более представительных органов, вплоть до Госдумы.
Наивно было бы думать, что производители легальной водки, которая, конечно, менее рентабельна (огромные налоги и взятки за получение вполне законных лицензий и т.п.), но тоже приносит сумасшедшие прибыли, мирятся с тем, что у них отгрызают огромный кус. Идет постоянная борьба, которая для непосвященных выражается в изменении законодательных актов, в ужесточении борьбы с контрабандой и во "внезапных" обнаружениях заводов в точках, о которых знает каждый ребенок в округе. Спиртовая мафия не остается в долгу, и если ее лобби пробуксовывает, в ход идут другие приемы звучат выстрелы и взрывы. В целом же (несмотря на радостные заявления о том, что "государство наконец-то..." и т.п.) наблюдается неустойчивое равновесие. Одни не хотят рисковать доходами, другие жизнями.
Во-вторых разного рода поставщики, бизнес (в большинстве своем тоже нелегальный) зависит
от спиртовой мафии. Это производители этикеток и поддельных акцизных марок, контрабандисты спирта, транспортники, развозящие спирт и водку по России. А главное торговцы.
Контрабандой занимаются многие российские и западные фирмы (с русскими учредителями). Спирт идет с юга (через Грузию, Казахстан и др.), с востока (Китай), из Европы (европейские и американские производители) напрямую и через Прибалтику.
Навстречу идет другой поток. В Польшу, Чехию и другие страны Восточной Европы вывозится уже
готовая водка. Польские власти уже который год пытаются бороться с контрабандистами, но пока им удается только более или менее контролировать мелких челноков, в основном жителей польских приграничных городов, так называемых "муравьев", которые ввозят из Калининградской области малые партии водки.
В-третьих криминалитет. У бандитов со спиртовиками особые отношения. "Общак" дело святое, но только "отстегиванием" денег, как в советские времена, дело не ограничивается. Многие крупные подпольные заводы основаны на деньги бандитов, во многих случаях криминалитет помогает деньгами при временных трудностях. Ожидать, что бандиты "утрутся" (как это случилось с ГКО, куда тоже было вложено из "общака" через "карманные банки" предостаточно), если госмонополия отберет у них не только будущие прибыли, но и уже вложенные деньги, не приходится.
МОНОПОЛИЯ НЕ ПОМОЖЕТ
Еще не так давно на вопрос: "Как победить спиртовую мафию?" высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов и чиновники заявляли, что подпольные цеха исчезнут сами собой, "когда изменится экономическая ситуация". Ситуация действительно изменилась, но только в сторону ухудшения. Для спиртовой мафии это было только хорошо если раньше любители выпить из среднего класса употребляли текилу с червячком или скотч, то сейчас их зарплаты позволяют думать только о водке с ближайшего рынка.
Исчезновение внешних дотаций (МВФ и др. кредиты) заставило правительство искать другие источники пополнения бюджета. И с 1 октября 1998 г. ввели винную монополию,
В прошлом году уже была одна попытка. Тогда по воле президента спиртные напитки (крепостью свыше 12 градусов) хотели продавать лишь в магазинах "с полноценно оборудованными торговыми площадями". Но даже это скромное пожелание тут же похерили.
Как известно, в советские времена "водочные" деньги формировали 30% доходов госбюджета. Государство решило вернуться к проверенному источнику финансирования. Идея такова пусть винокурни покупают государственные лицензии. И передадут контрольный пакет своих акций (а если их нет, так пусть сначала выпустят, а потом передадут) государству. Пусть платят, делятся.
Надежд на другие виды дополнительных налогов нет. Да и на те, что уже есть, мало. В промышленности царствуют взаимозачеты. Засчитываются в первую очередь долги перед регионами (на содержание жилья и подготовку к зиме), военными, оборонщиками, угольщиками, энергетиками. Так что госмонополия должна спасти Россию.
Трудно сказать, будет ли спасена Россия и если да, то чем и кем, но что не деньгами, отнятыми у спиртовой мафии, это уж точно.
Нет никаких оснований думать, что структура спроса изменится. Народ будет искать дешевую водку. Нет никаких оснований думать, что торговля откажется от поддельной водки, даже если штрафы увеличить в 10 раз, а уголовное преследование ужесточить до крайности.
Разве что если начнут расстреливать. Но не начнут огромное количество коррумпированных чиновников, милиционеров и т.п. лишится поступлений в свой личный бюджет, который для них важнее, чем российский.
Бандиты, контрабандисты и многие вышеперечисленные тоже потеряют доходы, в личном плане превосходные, в общероссийском гигантские. Как говорил старый еврей у Бабеля: "Вы таки себе думаете?"
Так что нет никаких оснований полагать, что водочная мафия будет сколько-нибудь ущемлена введением госмонополии. Да, делиться придется. Но не с бюджетом, а с теми же коррупционерами, которые станут брать больше, и с новыми.
Безусловно, бюджет тоже что-нибудь получит. Пройдет несколько показательных задержаний, обысков, "обнаружений" заводов, а за ними несколько показательных судов. И все вернется на круги своя.
А между тем водочную мафию победить можно.
ПРОЩЕ НЕ БЫВАЕТ
Схема борьбы с водочной мафией очень проста. Другое дело, что во время общероссийского кризиса, когда одна только надежа и опора водка, осуществлять ее рискованно. Но были ведь времена и поспокойнее (для бюджета), да будут и еще.
Все, что нужно, это сделать легальную водку дешевле фальшивой. Уменьшить налоги, отменить кучу никому не нужных лицензий, а главное укрупнить производство. Любой экономист-производственник расскажет, как сделать, чтобы водка стала дешевле воды.
И для этого не нужно ничего монополизировать, не нужно даже ставить госпредприятия в более выгодные условия, чем частные. Не нужно даже особенных мер по отлову фальшивой водки пусть милиция работает как сейчас, задерживая то, что задерживает, пусть даже (как сейчас) большая часть конфискованного уходит обратно к водочной мафии.
Несколько огромных госзаводов произведут море дешевой водки и рано или поздно разорят подпольные заводы. Главное выдержать линию. Большинство
скачать реферат
1 2 3