Финансы России в дореволюционный период
повинность, твердые цены, установление разверсточного метода отчуждения сельскохозяйственного продукта от сельского населения. Однако большевики превратили это “в орудие организационного утверждения диктатуры пролетариата”.
“Военный коммунизм” неотделим от особого психологического состояния общества. Характерным для революции является “забегание вперед”. Совершая переворот, большевики были убеждены, что открывают первый этап всемирной пролетарской революции, которая вот-вот грядет вслед за Октябрем и свергнет господство мирового капитала. Считалось, что империализм - последняя стадия капитализма и уже созданы предпосылки для социалистического развития. Отталкиваясь от этого, большевики с легкостью шли на крайности и чрезвычайные меры.
В конкретных условиях России “военный коммунизм” - это идеология и своеобразная эскалация чрезвычайных мер, призванная утвердить диктатуру пролетариата в стране с гигантским преобладанием мелкобуржуазного населения. Субъективно “военный коммунизм” был вызван к жизни стремлением новой власти продержаться до мировой революции, объективно он был предопределен задачей ликвидации гигантского разрыва между хозяйственными укладами города и деревни. Но "ножницы" между городом и деревней появились еще до первой мировой войны и только лишь усугублялись, так как город не мог предоставлять необходимые товары взамен сельскохозяйственной продукции.
Одним из направлений политики диктатуры пролетариата в период "военного коммунизма" было установление прямого продуктообмена между городом и деревней с использованием внеэкономических и военных мер. В январе 1919 года Совнарком издает декрет об обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков хлеба и фуража. Государственные органы давали планы по изъятию хлеба производящим губерниям. Те, в свою очередь, распределяли задания по своим уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Весь этот процесс получил название продразверстки.
Из ложного вывода, что задачи буржуазно демократических преобразований были выполнены к лету 1918 г., последовал ошибочный шаг: постановка для деревни задач социалистического порядка, решение коллективизировать крестьянские хозяйства за три года. Большевики были уверены, что они лучше крестьян понимают, что надо делать с землей, и настойчиво убеждали крестьян переходить к общественной ее обработке. Крестьяне же, только получив землю во владение, не "рвались" к коммуне.
Теоретики "военного коммунизма" - Н.Бухарин, Е.Преображенский, Ю.Ларин и другие - в 1918-1920 годах постоянно подчеркивали, что "коммунистическое общество не будет знать денег", что деньги обречены на исчезновение. Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам. Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты.
На практике же крестьянам платили очень мало. Основная масса денег, выпускаемых казной, шла не на закупку сельскохозяйственной продукции, а на выплату заработной платы рабочим и чиновникам. По подсчетам члена президиума ВСНХ Ю.Ларина, в 1920 году было 10 млн. работников, получавших ежемесячно в среднем по 40 тыс. рублей, то есть 400 млрд. рублей. А все затраты на продовольствие, закупленное в 1918-1920 годах по твердым ценам, составили меньше 20 млрд. рублей.
Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все более склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность. Денежная масса исчислялась квадриллионами, стоимость коробка спичек или билета в трамвае оценивалась в миллионы советских рублей - сов знаков, что означало гиперинфляцию.
Результатом такой политики стало превращение денег в "раскрашенные бумажки". Но в отличие от других европейских стран (Германии, Австрии, Венгрии), где денежная система находилась также в глубоком кризисе, гиперинфляция в России была осуществлена сознательно. Среди руководителей страны было распространено мнение о том, что гиперинфляция полезна для экономики, так как она "съедает" денежные накопления бывших эксплуататоров путем их обесценения, и тем самым быстрее произойдет вытеснение денег из обращения.
Как известно, к концу 1917 года в России находилось в обращении более 22 млрд. рублей. Основная масса этих денег состояла из царских рублей, известных как "николаевки". В ходу было очень много бумажных денег, выпущенных Временным правительством, так называемых "керенок". По внешнему виду это были простые талоны, напечатанные на одной стороне листа, не имевшие ни серийного номера, ни других атрибутов казначейских билетов. Они выпускались номиналом в 20 и 40 рублей неразрезанными листами величиной с газету. Курс "керенок" был ниже, чем курс царских денег. Советское правительство вплоть до февраля 1919 года продолжало печатать "керенки", не внося в их внешний вид никаких изменений. Это объяснялось опасением, что население, и прежде всего крестьяне, не будут принимать новые деньги из-за их низкой покупательной способности.
Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В первой половине 1918 года Народный банк выпускал ежемесячно по 2-3 млрд. практически ничем не обеспеченных рублей - "керенок", - зачастую их даже не разрезали на отдельные купюры. В январе 1919 года в России в обращении находилось 61,3 млрд. рублей, две трети которых составляли "керенки" советского выпуска. В феврале 1919 года были выпущены первые советские деньги, которые назывались "расчетные знаки РСФСР". Они находились в обращении вместе с "николаевками" и "керенками", но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.
В мае 1919 года Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. Печатный станок был включен на полную мощность. К концу года на монетном дворе работало 13 616 человек. Экспедиция заготовления государственных бумаг работала в праздничные и выходные дни. Единственным ограничением этой работы была нехватка бумаги и краски, которые правительство закупало за границей. Пришлось открыть в Петрограде специальную бумажную фабрику, создать организацию по заготовке тряпья - сырья для печатания денег. В 1921 году ежемесячно выпускалось бумажных денег в среднем на 188,5 млрд. рублей.
По словам Н.Осинского, во второй половине 1919 года на печатание денег уходило от 45% до 60% бюджетных доходов. При этом он подчеркивал, что по этой причине нужно было бы как можно скорее отменить деньги, дабы сбалансировать бюджет. В течении 1919 года количество бумажных денег увеличилось примерно в 4 раза - до 225 млрд. рублей, в 1920 - еще в 5 раз - до 1,2 трлн. Рублей, а в 1921 году до 2,3 трлн. рублей.
Чтобы уменьшить спрос на денежные знаки, стали выпускать купюры по 5 и 10 тысяч рублей,
скачать реферат
первая ... 9 10 11 12 13 14