Создание и формирование лизинговой компании
Оттавская конвенция 1988 года о лизинге
Фактически Конвенция распространяет юридические правила, действующие обычно в рамках договора аренды, на трехсторонние отношения, характерные для операций по аренде оборудования, с учетом некоторых особенностей, касающихся в основном прав и обязанностей сторон.
Участники лизинговой сделки заключают между собой как минимум два договора. Первый из них - договор на поставку оборудования либо имущества заключается арендодателем с поставщиком по указанию арендатора. Второй - собственно договор аренды закупленного оборудования (Приложение № 5). В операции финансового лизинга вышеназванные договоры объединяет наличие следующих характерных особенностей: арендатор сам выбирает оборудование и поставщика; поставщик осведомлен, что оборудование закупается у него под заключенный или подлежащий заключению договор аренды; сумма аренды, указанная в договоре, подсчитывается с учетом амортизации всей или значительной части оборудования.
К настоящему моменту Россия не присоединилась к Конвенции.
1.1.2 Гражданский кодекс о лизинге
Общие положения, регулирующие заключение договора финансовой аренды (лизинга) в России, содержатся в параграфе 6 главы 34 («Аренда»). Этот параграф носит название «Финансовая аренда (лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны определение договора финансовой аренды, предмета договора, порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, ответственность продавца.
Предметом регулирования становятся трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором и продавцом, принцип распределения между ними прав и обязанностей, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
В российском законе стороны договора лизинга стали называться арендодателем и арендатором, что не отражает полностью специфики этих отношений. На практике стороны чаще именовались лизингодателем и пользователем.
В данном параграфе сделан акцент на трехсторонний характер сделки.
Статья 665 «Договор финансовой аренды» определяет, что инициатором лизинговой сделки является арендатор, сообщающий арендодателю, в каком оборудовании он нуждается. Именно это оборудование приобретает арендодатель у продавца. Вопрос выбора продавца, как правило, решается без участия арендодателя, что становиться основанием для освобождения арендодателя от ответственности за нарушение условий купли-продажи.
Распределение ответственности может быть иным, если арендодатель играет более активную роль в выборе продавца. Это нашло отражение в ст. 665 и 670. В ст. 665 предусмотрено, что выбор продавца может осуществляться арендодателем, и уточняются последствия в п. 2 статьи 670 указано, что если арендодатель выбирает продавца, то тем самым он (арендодатель) возлагает на себя ответственность перед арендатором за выполнение продавцом условий договора купли-продажи. Если бы речь не шла о трехсторонней сделке, то такое распределение ответственности было бы естественным и логичным, но в лизинге практически все исключение из правил, и, как следствие, арендодатель хотя и являющийся собственником оборудования не несет практически никакой ответственности за его качество, а если такая ответственность на него возлагается, то это специально оговаривается в договоре.
Земельные участки и другие природные объекты не могут быть предметом договора финансовой аренды - сделки по поводу этих объектов регулируются специальным законодательством (ст. 129, п.3 ГК РФ).
Лизинговое имущество используется лизингополучателем только в предпринимательских целях. Формулировка не совсем корректная, поскольку возникают вопросы, связанные с лизингом оборудования бюджетными организациями.
Предметом лизинговых сделок могут быть недвижимые и движимые вещи, используемые для предпринимательской деятельности. К первым относятся здания, сооружения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130, п. 1 ГК РФ 1994 г.). Движимые объекты определяются российским гражданским законодательством как вещи, не относящиеся к недвижимости (ст. 130, п. 2 ГК РФ). В законе имеется только ограничение о том, что вещи должны быть непотребляемыми (ст. 666).
Понятие непотребляемых вещей дано в 1 главы 34 «Общие положения об аренде». В ст. 607, в которой перечисляются объекты аренды, непотреблямые вещи определены как предметы, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Такое условие не нуждается в дополнительном разъяснении - с исчезновением предмета договора теряет смысл вся сделка.
В ст. 667 установлено, что арендодатель обязан уведомить продавца о том, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в аренду. Это требование также вытекает из трехстороннего характера сделки финансового лизинга - продавец должен знать заранее о предполагающемся заключении договора лизинга, поскольку это самым непосредственным образом влияет на его обязательства по договору купли-продажи и на его ответственность. Как правило, он должен поставить имущество арендатору (а не арендодателю, являющемуся покупателем). Итак, арендатор приравнен законодателем к покупателю, и многие вопросы решает непосредственно с продавцом. Перечисленные особенности лизинга, делающие положение продавца не совсем обычным (он как бы противостоит двум покупателям одного и того же имущества), должны быть заранее известны продавцу. Отсюда вытекает, что продавец, не извещенный заранее о последующем заключении договора лизинга, вправе оспаривать требования арендатора и утверждать, что будет нести ответственность лишь перед стороной договора купли-продажи, то есть арендодателем.
Статья 668 гласит, что продавец передает имущество «непосредственно арендатору в месте нахождения последнего». Практически все положения рассматриваемого параграфа носят диспозитивный характер, и стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению, если это не противоречит закону. Стороны лизинга также могут договориться о любом приемлемом для них варианте поставки имущества.
В п. 2 ст. 668 указано, что при нарушении срока поставки продавцом арендатор вправе потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Однако арендатор наделяется этим правом только в случае, если просрочка «допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель».
Статья 669 «Переход к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества» имеет очень большое значение для всех участников лизинга. По общему правилу риск случайной гибели имущества несет его собственник (ст. 211 ГК РФ). Статья предусматривает возможности иного решения этого вопроса законом или сторонами договора. Именно в договоре финансовой аренды установлен иной порядок, и риск возложен не на собственника, а на пользователя имущества. При лизинге возлагать на арендодателя риски, связанные со случайной гибелью или порчей имущества, - нелогично и непрактично, так как его роль в отношении имущества достаточно пассивна - его основная задача сводиться к финансированию сделки.
В договоре лизинга пользователь
скачать реферат
1 2 3 4 5 ... последняя