Единый социальный налог
так и за себя (как самозанятого гражданина).
Согласно п. 3 статьи 235 НК РФ самозанятые граждане освобождаются от уплаты той части налога, которая подлежит зачислению в Фонд социального страхования РФ. Правильнее, было бы говорить о непризнании их налогоплательщиками в части уплаты налога в этот фонд. Технически эта норма реализована в ст. 241 НК РФ, по существу устанавливающей нулевую налоговую ставку в части налога, уплачиваемого в ФССР.
Соответственно, они не могут претендовать на пособия по временной нетрудоспособности и на другие выплаты из этого фонда.
Статья не связывает приобретение статуса налогоплательщика со страной, в соответствии с законодательством которой учреждена организация, со статусом налогового резидента России или отсутствием такового, с тем, из источников в Российской Федерации или за ее пределами получены доходы (выплаты или вознаграждения). Единственное исключение в п. 2 ст. 239 НК РФ сделано в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства. Такие выплаты выводятся из-под налогообложения, если указанные граждане не могут претендовать на государственное социальное и пенсионное обеспечение и медицинское страхование либо, имея такое право, отказываются от него на основании договора с работодателем.
В частности, индивидуальный предприниматель, выполняющий заказы для иностранного покупателя (например, программист, поставляющий свой продукт в другое государство через Интернет) или выезжающий за пределы России для выполнения каких-либо работ, должен рассматривать полученные им от такой деятельности доходы как доходы, подпадающие под налогообложение единым социальным налогом.
Столь широкое определение теоретически означает, что налогоплательщиками российского единого социального налога признаются, в частности, и все те организации, которые не нанимают в России работников и даже не имеют каких-либо связей с Россией. Из такой посылки следует ряд негативных с точки зрения налогового администрирования последствий, обусловленных тем, что приобретение каким-либо лицом статуса налогоплательщика автоматически налагает на это лицо соответствующие обязанности, установленные как частью первой Налогового кодекса (в частности, вытекающие из ст. 23, 83 и 84 НК РФ, включая обязанность встать на учет в налоговых органах, информировать налоговые органы об изменениях в уставных документах, обо всех обособленных подразделениях и участии в других организациях), так и рассматриваемой главой (например, вести соответствующий учет, представлять в налоговые органы налоговые декларации). Неисполнение же этих обязанностей рассматривается как налоговое правонарушение.
С другой стороны, обязанность встать на учет или предоставлять ту или иную информацию и документы территориально «привязана» к налоговым органам по месту государственной или иной подобной регистрации организации, по месту нахождения имущества налогоплательщика либо по месту жительства физического лица. Таким образом, лицо, не имеющее никаких связей с Россией, не в состоянии исполнить эти обязанности и, соответственно, не может быть привлечено к ответственности.
Следовательно, «полноценными» налогоплательщиками единого социального налога могут быть признаны только те лица, которые имеют в России какую-либо экономическую базу, например, иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства и выступающие в качестве работодателя. Заметим, что в последнем случае (при финансировании постоянного представительства по смете) все выплаты и вознаграждения работникам равно как оплата за них (или в их пользу) товаров (работ, услуг) не могут выводиться из-под налогообложения в соответствии с п. 4 статьи 236 НК РФ, поскольку они не могут квалифицироваться как осуществленные за счет средств, остающихся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на доходы организаций.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о признании или непризнании налогоплательщиками организаций и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности или применяющих упрощенную систему учета и налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07. 98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и принятыми на его основе региональными нормативными актами, освобождаются от уплаты ряда налогов, предусмотренных ст. 19 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а также от платежей в государственные внебюджетные фонды. Отмена платежей в государственные внебюджетные фонды не сопровождалась внесением изменений и дополнений в указанный Федеральный закон № 148-ФЗ, которые освобождали бы указанные организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты единого социального налога. Формально это позволяет признать организации и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, полноценными налогоплательщиками и потребовать от них уплаты этого налога на общих основаниях. Однако вряд ли таким образом следует интерпретировать волю законодателя, который, не исправив положения ст. 1 указанного закона, в то же время сохранил норму его ст. 7, устанавливающую долю отчислений от общей суммы единого налога на вмененный доход, подлежащую уплате в каждый из фондов. Отдельного рассмотрения требует норма ст. 7 этого закона, предусматривающая уплату части суммы налога в ликвидированный Государственный фонд занятости населения РФ. Кроме того, дополнительных разъяснений потребуют правила о предоставлении информации Пенсионному фонду России и ФССР об уплате единого социального налога за своих работников работодателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход.
В условиях конфликта норм внутри одного закона и его несогласованности с гл. 24 НК РФ, исходя из посылки, что один и тот же налогоплательщик не должен нести двойной обязанности по уплате одного и того же налога (или его эквивалента), следует сделать вывод, что указанные организации и физические лица не должны признаваться налогоплательщиками единого социального налога. Конечно, этот вывод не снимает вопроса о необходимости приведения Федерального закона № 148-ФЗ в соответствие с Налоговым кодексом и устранения в нем внутренних противоречий.
Никаких исключений из общих правил гл. 24 НК РФ и Федеральный закон от 29. 12. 95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» не предусматривают для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения. Соответственно, единый социальный налог они уплачивают на общих основаниях.
Для разных категорий налогоплательщиков статья по-разному определяет объект налогообложения.
Для большинства работодателей (исключение составляют только физические лица, не относимые в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям) объектом налогообложения признаются:
скачать реферат
первая ... 7 8 9 10 11 12 13 ... последняя