Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА
многих лет, однако, суверенитет остается главным вопросом среди трех стран.
Какой суверенитет будет проявлен на международном уровне в ближайшем будущем? Конечно, это будет суверенитет, где гражданские и торговые интересы будут маневрировать в сфере, которая не имеет никакого отношения к традиционному понятию суверенитета как неприкасаемой сферы автономии страны.
НАФТА не усилила мексиканский суверенитет и также не имеет никакого отношения к борьбе за демократию в Мексике (как многие из его сторонников размышляли), и не уменьшила мексиканскую иммиграцию в Соединенные Штаты. НАФТА не улучшила благосостояние большинства, и при этом не улучшила отношения между людьми Мексики и США.
НАФТА только принесла пользу нескольким корпорациям с минимальным благоприятным воздействием на другие сектора общества. Около 300 компаний, почти все из них транснациональные, ответственны за 70 процентов экспорта. Почти все эти компании формально принадлежат государству. Таким образом, на данном этапе транснациональные компании играют существенную роль в развитии Мексики. За последние несколько лет Мексика была открыта для смешанного иностранного влияния, что в свою очередь затруднило принимать независимые решения в отношении фундаментальной политики.
Критики NAFTA обвиняют договор по причине создания бедности, загрязнения окружающей среды и безрезультатности, что на долгое время парализовало мексиканскую экономику. Но вина за ту ситуацию должна быть адресована к прошлым мексиканским правительствам, которые не сумели приемлить рыночные преобразования, которые так молнейносно сократили бедность и улучшили условия труда для миллионов в странах Юго-Восточной Азии.
Эффект передачи власти от гражданского населения к транснациональным организациям содействовал высокому уровню безработицы и политическим сдвигам. 28,000 компаний потерпели неудачу в течение этого периода, что обошлось Мексике в 2 миллиона рабочих мест также как и ликвидация почти 1 миллиона фермеров, чья продукция была вытеснена более дешевым северным импортом зерна.
Следует отметить, что в отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА оставляет Мексику без такой поддержки. Ей предстоит в одиночку справляться со стрессами, которые неизбежны в условиях форсированной адаптации к новой обстановке. В отличие от Мексики, например, США имеют довольно прочные гарантии в связи с вступлением в торговый договор. Так, мексиканские скважины находятся вблизи США, что обеспечивает и (относительную безопасность поставок, и существующую экономию на транспортных расходах, Понятно, что мексиканская нефть главным образом (свыше 2/3) направляется на американский рынок. Нефть - гарантия в случае возможных долговых неплатежей.)
Экспортная экспансия Мексики на рынке НАФТА вызвала болезненную реакцию в США, поскольку Мексика третий после Японии и Канады торговый партнёр Вашингтона. Вводимые США различного рода ограничения и запреты для мексиканских конкурентов вызвали целую цепь торговых мини-войн: тунцовую, томатную, авокадовую, креветочную, цементную и т. д. Вопреки букве и духу НАФТА Вашингтон закрыл большую часть территории США для автомобильных грузовых перевозок, осуществляемых мексиканскими фирмами, что вызвало протесты официального Мехико. Поскольку дискриминационные меры Вашингтона задевают не только Мексику, но и Канаду, на третьем году действия НАФТА наметилась тенденция к образованию мини-блока двух более слабых партнёров. Для Мексики же небезосновательными кажутся и опасения того, что США и Канада будут олицетворять высокую технологию и управление, а Мексика станет поставщиком трудоёмкой продукции и дополнительным рынком сбыта сырьевым придатком США - (например, американская ”Катерпиллар” за первый год действия соглашения удвоила свой экспорт сельскохозяйственных машин в Мексику, что привело к закрытию ряда мексиканских предприятий, неспособных конкурировать с северным гигантом). Оттеснение мексиканских предпринимателей одна из причин растущего в стране скептицизма в отношении экономического союза.
Есть и другие причины недовольства договором: в первый же год действия соглашения негативную реакцию в Мексике вызвала «Резолюция 187», принятая в штате Калифорния и предусматривающая ограничения для нелегальных иммигрантов в области образования и здравоохранения. Президент Э. Седильо высказался против этой резолюции, но, несмотря на ясное желание мексиканской стороны, она не была осуждена на встрече в верхах, состоявшейся в декабре 1994 г. в Майами. Не меньшее разочарование вызвало интенсивное укрепление, вопреки провозглашенным целям НАФТА, границы с Мексикой (протяженностью свыше 3 тыс. км). Помимо ужесточения таможенного контроля здесь были поставлены плотные металлические решетки («и мышь не проскочит»), в невиданных размерах задействованы приборы ночного видения, наземные сенсорные устройства, вертолеты.
Тем не менее, с помощью НАФТА Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.
Немаловажную роль играют соображения, связанные с повышением национального престижа. Мексика полуиндустриальная, полупериферийная страна, вступает в союз с двумя членами «большой семерки», с главным финансово-индустриальным центром, с супердержавой. Такая ассоциация была призвана укрепить позиции Мексики в международных отношениях, особенно после окончания «холодной войны» и перегруппировки сил в мире. Благодаря НАФТА Мексика становится членом крупнейшего в мире и в то же время самого узкого по числу членов торгово-экономического блока с суммарным населением около 375 млн. человек и совокупным ВВП около 7 трлн. долл.
А перемены эти, по-видимому, не за горами. Чили еще в 1993 г. заявила о намерении присоединиться к НАФТА и заручилась обещанием Дж. Буша, что она будет первой на очереди, поскольку этот тройственный договор открыт для присоединения других государств. В начале 1994 г. зондаж в том же духе провела Аргентина. Наряду с индивидуальными странами-претендентами не исключены и целые блоки латиноамериканских государств, уже объединенных между собой теми или иными торгово-политическими союзами. Речь идет, например, о коллективном присоединении к НАФТА амбициозного Южноамериканского общего рынка в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР).
Таким образом, уже в ближайшие годы в западном полушарии грядут большие сдвиги торгово-политического характера, которые, несомненно, повлияют на всю геоэкономическую и геополитическую ситуацию на планете.
скачать реферат
первая ... 9 10 11 12