Деньги: история и современность
золото подорожало в 20 раз. Однако за последующие 15 лет золото подешевело наполовину, что еще раз напоминает о том, что в мире бизнеса ничто не может служить полной гарантией успеха, гарантией от неудач.
Но не все боготворят золото. Оказывается и сегодня на земном шаре есть места, где золото не является чем-то особенным. Пример - система денежного обращения на Соломоновых островах, о которых поведал Милослав Стингл в своей книге «Приключения в Океании». Это именно система, причем достаточно развитая, с установленным курсом своей национальной валюты к австралийскому доллару. В разных частях света деньгами являлись самые разные товары, но всех их роднит сложность производства, редкость, хранимость, признание. Основу описываемой Стинглом системы составляют деньги, сделанные из раковин. Изготовление денег представляет собой довольно сложный производственный процесс, требующий усидчивости, терпения и мастерства и осуществляемый исключительно женщинами на своеобразном монетном дворе острова Ауки. В обращении имеются три вида ракушечных денежных знаков. Это, во-первых, самые распространенные белые деньги; во-вторых - самые дешевые черные деньги; и в-третьих самые ценные красные деньги. Цвет определяется видом сырья и способом обработки раковин. Эти деньги - не абстрактные номиналы стоимости, а реальные ее носители. Съесть их нельзя, дом построить из них - тоже, и этим они сродни золоту: в них вложен большой труд, они дороги в изготовлении, что гарантирует им редкость, ценность, желанность. Мы отметили, что это не просто деньги, а целая денежная система. Действительно, стандартная единица белых ракушек, галиа, - это шнурок длиной 90 см., на котором нанизано примерно 500 «монеток». В начале 80-х годов галиа соответствовала примерно 25 австралийским центам. 4 галиа образуют денежную единицу фура, равную одному австралийскому доллару и т. д.
Золото - исторический всеобщий эквивалент.
В последней четверти XIX столетия завершилась тяжба между золотом и серебром за господство на мировом рынке в качестве основного денежного металла. Одержав эту громкую победу, золото получило настолько полное признание, что когда говорили «деньги» - подразумевали «золото», когда говорили «золото» - подразумевали «деньги». Золото стало арбитром в определении, какие бумажные деньги считать надежными, какие - ненадежными. Другого объективного критерия не было. С годами арбитр старел, слабел, пока в 70-е годы XX столетия совсем не покинул валютную сцену. Неудивительно, что без него капиталистический валютный мир впал в состояние затяжной валютной нестабильности. Был ли отказ от золота в монетарной сфере ошибкой? Эта точка имела место, и не только в СССР. Французы - горячие поборники благородного металла - не только до последнего сопротивлялись процессу демонетизации, т. е. вытеснения его из денежной сферы, но и в течении, как минимум, полдюжины лет после этого выступали за его возврат. Более того, американцы, чьими неуклонными усилиями и осуществлялась демонетизация, также рассматривали планы возможной «ремонетизации» металла. На флаге сторонников монетарной роли золота были начертаны слова: только золото обеспечивает стабильность и полноценность денег. А так ли это на самом деле?
Чеканка монет из ценных металлов и сплавов из них известна издревле. Такие монеты нуждались во внешних признаках, которые могли служить гарантией их пробы и веса. В Ветхом завете есть упоминание о том, что король Лидии, например, еще в VII в. До н. э. ввел обязательный оттиск его печати на слитках электрума - соединения золота и серебра. Александр Македонский пошел дальше: полноценность монеты удостоверялась на аверсе, т. е. ее лицевой стороне, изображением знаменитого полководца.
«Порча денег».
Контроль за качественным составом национальной валюты позволял лучше контролировать также и чеканку монет, способствовал борьбе с фальшивомонетчиками, концентрировал богатство в руках правящих кругов. Однако властелины нередко злоупотребляли своим правом чеканки монет, периодически уменьшая либо их вес, либо золотое или серебряное содержание, оставляя номинал неизменным. Этим искусственно повышалась платежеспособность монархов, поскольку денег из того же количества металла печаталось больше. Отрицательное влияние подобных методов на экономику было настолько сильным, что подтачивало устои даже таких мощных империй, как Византийская. Тогда золотая монета Византийской империи - безант - была уценена на 25% добавлением других металлов, заменивших чистое золото, что позволило чеканить из того же количества золота на 33 монеты больше. Но этот шаг лишь ускорил распад империи. За время своего правления Петр I обесценил рубль наполовину: серебра в нем оставалось вдвое меньше, хотя надпись продолжала свидетельствовать, что данная монета - 1 рубль. Достигалось такое обесценение либо уменьшением диаметра монеты, либо ее толщины, либо добавлением дешевых металлов - меди и олова. Подобные деяния в те времена назывались порчей монеты. На современном языке понижение ценности денег - хотя уже не серебряных и золотых, а всего лишь бумажных - называют девальвацией.
Многочисленные примеры из истории денежного обращения демонстрируют, что принципы денежной политики требуют бережного подхода. Доверие и уважение к денежной единице нельзя создать пышной декларацией. Для этого деньги должны либо сами обладать совпадающей с номиналом стоимостью, как это было во времена хождения золотых и серебряных монет, либо обеспечиваться мощным резервом хороших товаров. Когда такого обеспечения нет, деньги обречены на постепенное обесценение, на потерю уважения к ним. Третьего не дано.
Итак золотые и серебряные монеты были по сути своей надежными устойчивыми деньгами. За это на них и совершались постоянные покушения - со стороны и разбойников с большой дороги и фальшивомонетчиков, и со стороны королей. Была, конечно, и медная монета, но она оставалась мелкой вспомогательной разменной монетой, которая не могла заменить более ценные, так как не обладала достаточной реальной стоимостью.
Бумажные деньги.
Но что тогда говорить о бумажных деньгах - этих «не имеющих внутренней ценности клочках бумаги»? Неужели бумага стала мерилом стоимости только потому, что с нее бесполезно соскабливать миллиграммы или срезать уголки? Не означает ли это, что раз бумажные деньги нельзя сократить ни по весу, ни по размеру, т. е. по их бумажному содержанию, то их нельзя обесценить? К сожалению, можно. И очень быстро. Причем в масштабах, неведомых для обращения металлических денег: Печатный станок способен довольно дешево выпустить любое количество денег.
Центральные банки, монополизировавшие во всем мире государственную эмиссию, в основу выпуска своих банкнот стремились заложить принцип 100%-ного золотого или серебряного покрытия, т. е. на каждый рубль, фунт стерлингов, франк и т. д. иметь в подвалах эквивалентное количество металла. Но это лишь в теории. На практике выпуск бумажных денег всегда превосходил накопление
скачать реферат
1 2 3 4