Электронная торговля ценными бумагами
а также международные, как ISO. Российский фондовый рынок уже прошел в этом направлении большой путь, и я думаю, что у в России есть перспективы для завершения этого процесса, причем не только за счет того, что участники будут сами менять процесс заключения и исполнения сделки, который вырабатывался десятилетиями на Западе и годами в нашей стране, но и за счет того, что они сами создадут эффективную систему, опираясь на накопленный опыт.
Электронное заключение сделок - проблема не только технологическая, финансовая, коммерческая, но и юридическая. В законодательстве и юридической практике уже сформировалось обобщающее понятие - электронная коммерция. Все, что связано с финансовыми и фондовыми рынками, полностью входит в это понятие. Основной правовой принцип электронной коммерции, который работает как на международных, так и на внутренних рынках: стороны, заключившие электронную сделку, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, а часто и исполняется (как в финансовой сфере) электронным способом и в основе ее не лежит традиционный бумажный документооборот, сопровождаемый традиционной собственноручной подписью.
Этот принцип во многих странах, например в США, Германии, Канаде, Южной Корее, Сингапуре и ряде других, уже закреплен законодательно. На международном уровне он, безусловно, действует на уровне обычаев делового оборота. Однако его соблюдение не всегда возможно, когда он вступает в противоречие с требованиями национального законодательства.
Электронная коммерция не имеет перспективы, если ее участникам не обеспечена возможность защитить свои права и законные интересы в суде. Проблема в том, что в нашей стране не все элементы электронного документооборота допускаются в качестве судебных доказательств. Ситуация может зависеть и от того, какой суд рассматривает дело, - арбитражный суд, суд общей юрисдикции, третейский суд.
Когда мы говорим о финансовом рынке и о физических лицах, нужно отметить, что они оказываются в более трудном положении при заключении договоров в Интернете просто в силу того, что споры с их участием должны рассматриваться судами общей юрисдикции. И если арбитражные суды обладают опытом рассмотрения дел, связанных с электронными сделками (прежде всего, электронными расчетами), то суды общей юрисдикции не имеют ни достаточного опыта, ни нормативной базы. Формально к ним даже не относятся разъяснения Высшего арбитражного суда, касающиеся использования электронной цифровой подписи, и т.д. Таким образом, представить суду необходимые доказательства по сделкам в электронной коммерции для физического лица может быть очень сложно.
Возможность и степень сложности доказывания во многом зависят от профессионализма юриста, который работает на финансовом и фондовом рынках.
К нему целесообразно обращаться как брокерской компании, так и ее клиентам, в том числе физическим лицам. От той конструкции электронного договора, которую он «сочинит» для своего клиента, очень часто зависит успех клиента при возможном судебном разбирательстве и формировании той самой доказательственной базы.
Еще одна серьезная проблема заключается в том, что электронный документооборот между участниками сделки как таковой принципиально не определяет права, обязанности и ответственность третьих лиц, которые очень сильно влияют на заключение и исполнение договора, но, тем не менее, стороной по договору не являются и, таким образом, не отвечают за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Нет у них и обязанности предоставлять электронные документы по требованию сторон. Это так называемые третьи стороны: системные службы, сети и т.д., обращение к которым рекомендуется или «навязывается» другой стороной по сделке или участником системы, особенно когда одна из сторон и экономически, и организационно, и финансово, и позиционно намного сильнее другой.
Еще одна проблема - действительность договоров, заключаемых в области Интернет-торговли. Это прежде всего необходимость соблюдения обязательной письменной формы такого договора. Надо иметь в виду, что сделка является действительной, в том числе если она заключена в той форме, которая требуется законодательством, прежде всего Гражданским кодексом. Иначе говоря, если не соблюдена обязательная письменная форма, сделка может быть признана недействительной и не имеющей правовых последствий.
Такие жесткие требования к форме сделки характерны не для всех стран. Например, в английской правовой системе письменная форма обязательна всего для нескольких категорий сделок. Большинство же сделок действительны вне зависимости от формы, в которой они заключены.
В нашей стране правовое признание электронных сделок следовало бы рассматривать в соответствии с так называемым принципом функционального эквивалента. Он выработан Комиссией UNCITRAL по электронной коммерции. В чем суть этого принципа: если национальное законодательство требует заключения сделки в письменной форме и подписанной собственноручной подписью, этому требованию соответствует заключение сделки путем электронного обмена данными, сопровождаемого электронными аналогами собственноручной подписи.
Решение данной задачи возможно и путем создания ряда новых законов.
Во-первых, рамочного закона «Об электронной коммерции» (электронной торговле, электронных сделках), в рамках которого следует закрепить базовые нормы и принципы, которые просто введут все аспекты электронной коммерции в юридический оборот. Это уже само по себе ценно, поскольку можно будет получить окончательный ответ на вопрос: легальна или нелегальна электронная коммерция с точки зрения российского законодательства?
Закон должен обеспечить правовые условия для совершения сделок в электронной коммерции; установить требования к лицам, ее осуществляющим; предусмотреть положения, защищающие интересы приобретателей товаров и услуг. Кроме того, в данном законе необходимо установить правила обмена электронными данными или документами, подписанными при помощи аналогов собственноручной подписи, в том числе ЭЦП, а также признание названных электронных данных в качестве судебных доказательств.
Во-вторых, совершенно не исключена возможность специального закона об электронной коммерции на финансовых и фондовых рынках (или «Об электронных финансовых услугах»). Важно только, чтобы последний не переписывал от начала до конца все нормы, касающиеся электронной коммерции в целом, а сосредоточился исключительно на специфике финансовых рынков.
В настоящее время в Государственную думу внесены следующие проекты законов: «Об электронной торговле», «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств» («Об электронных сделках»), «Об электронных финансовых услугах». Некоторые из них уже прошли первое чтение.
Но, тем не менее, на сегодня наиболее важным представляется принятие отечественного закона, регулирующего применение электронных подписей. Обеспечение доверия к электронной подписи и ее правовое признание являются обязательными элементами заключения договоров в электронной торговле, передачи
скачать реферат
первая ... 8 9 10 11 12 13 14 ... последняя