Как известно, существует две концепции анализа и прогнозирования цен на биржевых рынках – это фундаментальный анализ, который базируется на основе изучения макроэкономических индикаторов и технический анализ, который основан на изучении котировок прошлого, с целью интерпретации будущего.
В своей практике действующие трейдеры, как правило, не замыкаются в рамках того или иного вида анализа, и в своей трейдерской практике используют как элементы фундаментального, так и технического анализа. Как правило, трейдеры берут за основу одну из концепций анализа, другая же является дополняющим инструментом в арсенале их работы.
Однако существуют индикаторы рынка, которые трудно отнести к той или другой концепции анализа биржевых рынков. Это индикаторы, основанные на психологии поведения участников рыночного процесса. При всей субъективности этого метода, они могут стать полезным инструментом в аналитическом арсенале трейдера. Существует целый спектр подобных индикаторов, в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные из них.
Коэффициент быков и медведей.
Основывается на опросе мнений инвестиционных аналитиков и экспертов относительно перспектив рынка. По результатам опроса их прогнозы делятся на бычьи, медвежьи и нейтральные. Коэффициент быков/медведей отражает расстановку сил между аналитиками бычьей и медвежьей групп.
Крайний оптимизм широкой публики и даже профессионалов почти всегда совпадает с рыночными вершинами. А крайний пессимизм почти всегда совпадает с основаниями рынка. Высокие значения коэффициента быков/медведей предупреждают о понижении (на рынке слишком много быков), а низкие говорят о возможном повышении (быков недостаточно). Почти в каждом случае, когда коэффициент принимает экстремально высокие или низкие значения, рынок оказывается на вершине или в основании. Согласно историческим данным, значения коэффициента выше 60% указывают на крайний оптимизм и являются медвежьим сигналом. Значения ниже 40% говорят о крайнем пессимизме и служат бычьим сигналом.
Еще один индикатор, который также можно отнести к психологическим индикаторам:
Индикатор волатильности Чайкина.
Существует два способа интерпретации этого показателя волатильности. В первом случае исходят из того, что образование рыночных вершин обычно сопровождается повышенной волатильностью (инвесторы нервничают и действуют нерешительно), а завершающим стадиям формирования рыночных оснований обычно сопутствует понижение волатильности (инвесторы скучают).
Согласно второму способу интерпретации, рост индикатора волатильности за относительно короткое время указывает на приближение цен к основанию (например, при паническом сбросе), а падение волатильности в течение более длительного периода означает близость вершины (например, в условиях зрелого бычьего рынка).
Коэффициент коротких продаж (TSR) .
Применяется на рынке акций. Коэффициент коротких продаж (TSR) показывает долю коротких продаж в полном объеме торгов на Ньюйоркской фондовой бирже. Может применяться при торговле CFD контрактами, которые предлагаются трейдерам, наряду с торговлей валютными парами форекс, многими Дилинговыми центрами.
Коэффициент коротких продаж интерпретируется по принципу противоположного мнения — исходя из предположения, что продавцы без покрытия обычно ошибаются. Хотя наименее удачливыми из таких продавцов традиционно считаются торговцы неполными лотами, история рынка показала, что даже специалисты склонны излишне увлекаться продажами без покрытия вблизи рыночных оснований.
TSR отражает ожидания инвесторов.
Высокие значения говорят о медвежьих ожиданиях, а низкие - о бычьих. Исходя из принципа противоположного мнения, при высоком объеме коротких продаж (т.е. многие инвесторы ожидают падения рынка) следует рассчитывать на подъем. По той же логике, крайне низкий объем коротких продаж означает чрезмерный оптимизм и повышенную вероятность падения рынка.
Индикатор объема.
Объем — это количество контрактов, по которым совершались торговые операции за некоторый период времени (час, день, неделю, месяц и т.д.). Анализ объема торгов — неотъемлемый и очень важный элемент, который также можно отнести к психологическим индикаторам, так как по динамике объема можно судить о вовлеченности в то или иное движение цены рыночный «толпы».
Низкий уровень объема свидетельствует о неопределенности ожиданий участников рынка, которая характерна для периодов консолидации (когда цены движутся в горизонтальном торговом коридоре). Часто низкий объем наблюдается и при формировании рыночных оснований, когда инвесторы также пребывают в нерешительности. Высокий объем характерен для рыночных вершин, когда большинство участников рынка уверены в продолжении роста цен. Высокий объем также обычно наблюдается в начале новой тенденции (когда цены вырываются из торгового коридора). Зачастую непосредственно перед тем, как рынок достигнет основания, объем возрастает вследствие вызванных паникой продаж. С помощью анализа объема можно определить устойчивость существующей тенденции. При устойчивой восходящей тенденции объем должен увеличиваться в периоды роста цен и уменьшаться в периоды их падения (коррекции). При устойчивой нисходящей тенденции объем обычно выше в периоды падения цен и ниже — в периоды их роста (коррекции).