Главная | Статьи | Финансовый рынок. Федеральный Резерв США - Мифы и Факты

Финансовый рынок. Федеральный Резерв США - Мифы и Факты

Федеральная Резервная Система США (ФРС) - Federal Reserve System (FED) – уникальная финансовая система, которая сильно отличается  от системы Центральных Банков, действующих в большинстве государств.

Де юре ФРС полностью независимая от исполнительной и законодательной ветвей власти США организация. Что порождает не мало мнений, порой самых радикальных, о том что главный эмиссионный центр США руководится группой финансовых воротил, никак не зависящих от государственной власти. А с 1944, когда доллар США, в соответствии с Бреттон – Вудским соглашением становится мировой резервной валютой, ФРС по факту стал являться главным эмиссионным центром всей мировой экономики. Следует сказать, что такая точка зрения небезосновательна. Деятельность Федерального Резерва подпадает под действие закона о свободе информации и закона личной информации. Решения ФРС не нуждаются в утверждении Президента США, ни ратификации со стороны обеих палат парламента США.

В состав Федеральной Резервной Системы входит 12 федеральных банков, которые не являются государственными организациями, а акционерными корпорациями. Их акционерами являются все коммерческие банки США.  Законодательство США предусматривает, что банки обязаны создавать резервные фонды, которые они в большинстве случаев держат именно в федеральных резервных банках, которые, в свою очередь, могут использовать их при проведении своих операций. Такое положение вещей постоянно генерирует слухи о том, что ФРС находится под управлением частных лиц: крупных банкиров и транскорпораций, преследующих свои личные цели, которые во многом расходятся с государственными интересами. (например, эту теорию доказывает Мюррей Ротбард (Murray Rothbard), автор книги «Дело Против ФРС» (The Case Against the Fed)). 

В этой связи примечателен один интересный факт: В 1982 году в апелляционном суде рассматривалось прецедентное дело - частное лицо потребовало у одного из Федеральных Резервных Банков возмещения убытков, нанесенных ему государством. Суд вынес следующий вердикт: «Федеральные резервные банки — не государственные структуры, а независимые корпорации, принадлежащие частным лицам и контролируемые на местном уровне. Федеральные резервные банки были созданы для выполнения ряда государственных задач».

Однако, при более детальном рассмотрении истории создания и современной структуры Федеральной Резервной Системы, становится ясно, что истина, как всегда где-то рядом и она находиться посередине между крайними радикальными мнениями. 

Следует отметить, что столь уникальный характер основной финансовой системы США имеет свое начало в самом становлении США как государства. Северной Америке с самого начала были характерны неприятие слишком большого веса федеральных органов власти и ревностная защита индивидуальных прав штатов. В последней четверти XIX века Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной финансовой организации не существовало.

Банковская структура США состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией. Число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода «по-американски» существенно отличалась от ее европейской трактовки.

Американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. На протяжении 50 лет США пережили несколько крупных банковских кризисов, связанных с банкротством частных банков из-за отсутствия резервов для погашения кредитных обязательств перед своими  вкладчиками. За это время  Правительство США предпринимало две попытки создания аналога центрального банка, которые не увенчались успехом из-за противоречий между различными промышленными и банковскими группировками внутри штатов, между промышленным Севером и аграрным Югом. Сильны были противоречия также между частными банками и отделениями федерального банка.

Необходимость создания некоей организации, способной предоставить резервные средства в условиях банковской паники созрела в банковском сообществе во время финансового кризиса 1907 года. Эти намерения и материализовались в создании Федеральной Резервной Системы. В 1908 году Конгресс США принял так называемый закон Олдрича-Риланда (Aldrich-Vreeland Act), в своей сути потребовавший учреждения Национальной комиссии по денежному обращению, в функции которой вменялась разработка проекта организации центрального эмиссионного банка страны. Назначенная комиссия, состоявшая из 9 сенаторов и 9 членов Палаты Представителей, провела ряд слушаний, посвященных исследуемому вопросу, а также организовала обширные специальные исследования существа банковского дела как в США, так и в зарубежных странах. В 1913 году Президент США Вудро Вильсон, ввел в финансово-экономическую практику США такой финансовый институт, как Федеральная Резервная система. 

Заключение. Тот факт, что Федеральная Резервная Система в основе своей является корпорацией частных банков  порождает множество слухов и мнений. От нейтральных до самых радикальных о том, что финансовая система США контролируется частными банковскими структурами, чьи интересы не совпадают с государственными приоритетами (выражающими интересы простых граждан Америки, своих избирателей), а по большому счету даже противоречат им. 
В данной статье был начат разговор о том, что так ли это на самом деле? И какие мифы о ФРС имеют под собой основу, а какие надуманы. В последующих статьях о ФРС мы продолжим эту тему, где более подробно будет рассмотрена структура и функции ФРС в начале своего установления  и на современном этапе.