Термин Fiscal Cliff, дословно «финансовая скала» был с легкой руки введен прежним Председателем ФРС Беном Бернанке, для описания ситуации, когда повышение налогов сопровождается сокращением бюджетных расходов.
Что предстоит испытать Соединенным Штатам с начала 2013 года? Чтобы представить себе картину более ясно следует вернуться на два года назад, в 2010 год. Тогда на промежуточных выборах в Конгресс победу одержали Республиканцы, и Обама потерял поддержку главного законодательного органа, где демократы оказались в меньшинстве. 435 кресел нижней палаты Конгресса демократам удалось заполучить 183, а республиканцам - 240. 12 мест, судьба которых остается невыясненной, на общий результат уже никак не повлияют. Большинство в Палате представителей перешло к Республиканской партии, которой удалось отнять у демократов 60 мест.
В Сенате формальное большинство осталось за демократами - при трех пока незанятых местах партия Обамы контролирует 51 кресло плюс два места независимых сенаторов. В руках республиканцев - 47 кресел. Однако и здесь говорить следует о поражении демократов. Во-первых, по сравнению с Сенатом прошлого созыва, демократы потеряли, как минимум, четыре кресла. Во-вторых, из 37 мест, которые подлежали переизбранию, республиканцы получили 23, а демократы - всего 11.
Если и раньше наиболее смелые инициативы Барака Обамы провести через Конгресс было непросто, то теперь, любые действия Белого Дома проходят через жесткое сито оппозиции, в лице республиканцев . В то же время и для республиканцев попытки поменять законодательство сопряжены со значительными трудностями.
Тогда же между Белым Домов и Конгрессом была заключена сделка, по которой налоговые льготы введенные республиканцем президентом Бушем проливались еще на 2 года, взамен Обама расширил социальные программы, в частности поднял пособия по безработице. Итак эта программа заканчивается в 2013 году. Следует ожидать сокращения бюджетных расходов и роста налогов. По оценкам экономистов, потери составят около 5 процентов от ВВП.
По масштабу эти ограничения сопоставимы с тем, что происходит в Греции. Так, страна рискует погрузиться в рецессию в считанные месяцы.
Однако это еще не вся беда, как говорится. Напомним, что в середине 2011 года, потолок госдолга достиг своей максимальной отметки. Для Белого Дома тогда была крайне важно продолжения программы количественного смягчения, программы стимулирования экономики, так как экономика США начала показывать признаки восстановления. Республиканское Большинство в Конгрессе заблокировало законопроект поднятия максимального порога госдолга, что создало предпосылки политического кризиса. С трудом тогда Белому Дому и Конгрессу удалось договориться. Сейчас же госдолга США вновь достиг максимальной отметки.
Если Барак Обама вступит в открытую конфронтацию с Конгрессом, катастрофа может начаться еще быстрее: в случае, если американские законодатели не утвердят повышение предельной суммы задолженности (устанавливаемой Министерством финансов США) к марту 2013 года, федеральное правительство утратит платежеспособность и даже не сможет погасить требования по государственным облигациям. Ущерб от самопроизвольного дефолта в разы превысит ущерб от фискального обвала.
Аналитики подчёркивают, что затяжной застой грозит настолько серьезными последствиями, что американцы, скорее всего, сделают все, чтобы его избежать. И в этом случае, логично ожидать, что в начале 2013 года президент Барак Обама и республиканские конгрессмены всё же придут к соглашению, которое поможет избежать роста налогов и сокращения расходов, а также позволит повысить максимальный объем задолженности.
Члены Конгресса США разошлись на каникулы, не договорившись с администрацией президента Обамы о повышении налогов и сокращении расходов. Спикер палаты представителей Конгресса Джон Бейнер отменил голосование по предложенному республиканцами “плану Б” (варианту бюджетного соглашения) из-за недостаточной поддержки закона.
Переговоры возобновятся 27 декабря. И если сделки не будет, 3 января, когда истекает срок действия всех программ, в США наступит “бюджетный обрыв” – прекратят действовать налоговые льготы, введенные еще президентом Джорджем Бушем