(англ. green card) - международная система по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспорта, получившая название по цвету документа, подтверждающего наличие такого страхования. В 1949 в Лондоне страховщики ряда европ. стран учредили орган управления системы - Совет Бюро, функцией к-рого первоначально было оказание через гарантийный фонд взаимной помощи по урегулированию убытков пострадавшим в дорожно-трансп. происшествиях (ДТП) в случаях, когда виновная сторона не имела страхования или скрылась с места происшествия. Система 3.к. вступила в действие с 1 янв. 1953, а члены системы - 10 европ. гос-в (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция) - заключили между собой соглашение, основанное на типовом Лондонском образце соглашения. В 1984 после внесения дополнений документ стал называться «Женевские рекомендации». В нем определяются: 1) осн. понятия: член системы, страхователь (лицо, застрахованное согласно условиям договора и имеющее действующее страховое удостоверение - Международную карту автострахования), средство автотранспорта, страховой полис, ДТП, претензия и др.; 2) порядок выдачи страховых документов, рассмотрения и урегулирования претензий; 3) размеры расходов по ведению дел, порядок взаиморасчетов между Бюро и др. положения системы. Осн. принципы соглашения: признание гос-вом, где временно пребывает иностранное лицо, страхового покрытия его гражданской ответственности, к-рую он несет как владелец автотрансп. средства; передача полномочий по урегулированию убытков страховщиком иностранного лица нац. страховщику гос-ва, натер, к-рого причинен ущерб. В каждой стране - члене системы создаются Бюро, обеспечивающие страхователей страховыми полисами З.к. и решающие возникающие на тер. данного гос-ва проблемы страховых убытков путем предъявления исков в причинении ущерба к виновным иностранцам, имеющим полис З.к. Условия функционирования между-нар. системы З.к.: гос-во признает законность системы; нац. законодательство содержит положения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотрансп. средств; полис З.к. предоставляет страховое покрытие на тер. иностранного гос-ва - члена системы в объеме законодательства этого гос-ва об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотрансп. средств. Междунар. карта автострахования, или З.к., является документом, подтверждающим наличие страхования гражданской ответственности, выпускается на одном из европ. языков по выбору нац. Бюро и содержит все необходимые сведения об автотрансп. средстве, его владельце, условиях страхования. В случае ДТП владелец обязан предъявить З.к. представителям власти и сообщить пострадавшей стороне адрес Бюро в стране посещения, к-рое будет заниматься урегулированием претензии. Урегулирование убытков производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро - членами системы. Страховщик, предоставивший страховое покрытие, обязан обеспечить выплату пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания. Отказ в страховой выплате возможен по усмотрению Бюро страны, в к-рой произошел страховой случай: если пострадавший может получить компенсацию через органы соц. обеспечения; если убыток произошел по вине лица, незаконно завладевшего трансп. средством. В 1999 в систему З.к. входило 38 государств. Пока в РФ не будет принят федер. закон об обязательном страховании гражданской ответств. владельцев автотранспортных средств, Россия не может вступить в систему З.к. В РФ страховые полисы З.к. предоставляют страховые компании, к-рые выступают в качестве агентов, уполномоченных страховщиков зарубежных страховых компаний.