(через старопольск. jarmarek от нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок; в русском языке с XVII в.; англ. fair от лат. feriae - праздники) - рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте, в определенное время года и на установленный срок. Цель ярмарки -дать возможность ее участникам-экспонентам выставить образцы своей продукции, продемонстрировать новейшие достижения и технические усовершенствования с целью заключения торговых сделок. Ярмарка возникла в Европе в раннее средневековье. С развитием капитализма ярмарка из центров привоза крупных партий наличного товара превращаются в ярмарки образцов, ярмарки-выставки. В дореволюционной России в середине XIX в. было 6,5 тысяч ярмарок, в начале XX в. - 18,5 тыс., крупнейшие из них- Нижегородская, Ирбитская. По составу участников и экономическому значению различают международные и национальные ярмарки. На национальные ярмарки (проводимые в своей стране) допускаются иностранные покупатели, но право продажи закреплено за национальными компаниями. Международные ярмарки обслуживают международную торговлю и в них без ограничения могут участвовать компании любой страны. Они получили широкое распространение, т.к. дают возможность покупателю в короткое время ознакомиться с большим количеством образцов товаров, производимых в разных странах, получить консультации от специалистов, сделать необходимые сравнения цен и качества товаров, провести переговоры с уточнением коммерчеких условий и, наконец, подписать контракт. Покупатель может также ознакомиться с товаром в действии, областью его применения и эффективностью. Значение ярмарки для продавца определяется возможностью широкой рекламы товаров. Многие фирмы расходуют на ярмарки до четверти всех средств, выделяемых на рекламу. Кроме того, продавец-экспортер имеет возможность лучше и быстрее изучить продукцию конкурентов. В последние десятилетия различия между выставками и ярмарками, проводимыми на международном уровне, постепенно стерлись. Международные выставки приобретали все более коммерческую направленность, международные ярмарки стали выполнять также пропагандистские, информационные задачи. Международные ярмарки имеют большое значение как место встречи представителей деловых кругов различных стран для поддержания и установления личных контактов. Особое распространение международные ярмарки получили в странах Зап. Европы и США. На долю только 5 стран - Германии, Великобритании, США, Франции и Италии - приходится примерно 2/3 всех проводимых международных выставок и ярмарок. К наиболее крупным современным международным ярмаркам развитых стран можно отнести ярмарки, проводимые в Ганновере и Франкфурте-на-Майне (Германия); Париже и Ницце (Франция); Падуе, Милане, Триесте (Италия); Брюсселе (Бельгия); Гетеборге (Швеция); Утрехте (Нидерланды); Токио (Япония); Ванкувере (Канада); Барселоне (Испания); Веллингтоне (Новая Зеландия). Возросло значение международных ярмарок в развивающихся странах - в Дамаске (Сирия), Триполи (Ливия), Аккре (Гана), Мадрасе (Индия), Касабланке (Марокко), Сантьяго (Чили). По характеру выставляемых экспонатов ярмарки делят на универсальные и специализированные. На универсальных ярмарках могут быть представлены товары всех или многих отраслей промышленности. На специализированных (отраслевых) ярмарках обычно экспонируются товары одной или нескольких смежных отраслей промышленности. Наибольшее число специализированных ярмарок приходится на отрасли, производящие товары широкого потребления (одежда, обувь, ткани и т.д.). Наметилась явная тенденция перехода от универсальных ярмарок к специализированным. Коммерческие сделки, заключаемые на ярмарке, - это сделки по выставленным образцам (а также моделям, чертежам, каталогам) с последующей поставкой товара; продажа самих экспонатов. При этих сделках оговаривается, что покупатель забирает купленный товар после закрытия ярмарки. Сделки заключаются на условиях франко-ярмарка, но в отдельных случаях экспонент берет на себя доставку товара покупателю. При заключении этих сделок устанавливается, кто должен уплатить таможенную пошлину, если товар не реэкспортируется из данной страны. Регулированием деятельности ярмарки занимаются как учреждения стран, на территории которых они проводятся [местные учреждения: министерства и ведомства, торговые палаты, ассоциации промышленников и торговцев, общественные организации, содействующие развитию международных связей, городские муниципалитеты], так и международные организации [Союз международных ярмарок (1925), рабочая группа по международным ярмаркам Комиссии по развитию внешней торговли при Европейской Экономической Комиссии ООН (1955), Международная торговая палата и другие временные объединения международных отраслевых ярмарок по отдельным группам товаров].
|
||||
|
|
|
|