часть экономического потенциала (экономической мощи) государства, которая может быть использована в военных целях при максимальном военно-экономическом напряжении, т.е. сведении к минимуму всех невоенных потребностей общества и его членов. Степень реализации В.-э.п. определяет достигнутую военно-экономич. мощь. В качестве показателей В.-э.п. используют: численность и долю людских ресурсов, мобилизованных и пригодных для мобилизации в армию, занятых в произ-ве вооружений и др. сферах национальной обороны; объем и долю производств, мощностей (капитала), занятых в разл. отраслях военного произ-ва; стоимостные и натур, показатели объемов произ-ва вооружения и др. предметов военного назначения. Обобщающую и детализир. информацию о В.-э.п. содержат военно-финанс. показатели. Компонентом В.-э.п. государства (коалиции) является военно-финансовый потенциал - доля финансовых ресурсов, к-рая может быть мобилизована на военные цели при минимально необходимом удовлетворении гражданских потребностей. Он определяется величиной финанс. потенциала, зависящего от объективных возможностей финансовой системы страны по привлечению финанс. ресурсов, гос. бюдж. системы и разл. гос. внебюдж. фондов, финанс. ресурсов резидентов - юридич. и физич. лиц. Конкретный уровень военно-финанс. напряжения гос-ва обусловливается меж-дунар. обстановкой, политикой и военной доктриной гос-ва, состоянием мира или войны и др. Финанс. готовность страны к условиям военного времени рассматривалась в разл. историч. периоды по-разному. BXVIII-XIX вв., вплоть до 1-й мировой войны, мероприятия по подготовке финансов в системе мероприятий по подготовке к условиям военного времени рассматривались военными специалистами и гос. деятелями в качестве ведущей проблемы, поскольку в финансах они видели решающий фактор победы или поражения в войне. Соответственно при подготовке к войне главной задачей ставилась не подготовка экономики к обеспечению потребностей армии, а создание всевозможными методами запасов ден. средств у гос-ва. Существование до 1-й мировой войны концепции, преувеличивающей роль финансов в войне и в силу этого подменяющей экономич. подготовку к ней подготовкой финансов, диктовалось конкретными условиями: незначит, долей затрат на вооружение и оснащение в общих расходах на содержание армии, функционированием в обращении реальных денег. Опыт финансово-экономич. обеспечения 1-й мировой войны способствовал возникновению противоположной концепции, принижающей важность финанс. готовности страны к обороне. Необходимость и осн. направления достижения финансовой готовности в совр. условиях обусловливаются: характером совр. войны; задачами подготовки экономики к обеспечению потребностей обороны: состоянием финанс. системы государства. Среди этих направлений выделяют: укрепление финансов; обеспечение «живучести» и устойчивости финанс, кредитной и ден. систем в период войны; заблаговременное моделирование финанс. механизма с целью отработки вопросов его функционирования в военное время. К вопросам моделирования финанс. механизма относятся: разработка плана мобилизации финанс. ресурсов на военное время; выбор наиболее эффективных методов перераспределения обществ, продукта в пользу военного потребления; обоснование приоритетов при финансировании и кредитовании отраслей нар. хоз-ва с целью развития военной экономики; применение действенных финанс. методов стабилизации ден. обращения; обеспечение возможностей для оперативного маневрирования финанс. ресурсами; подготовка и правильное использование финансово-кредитных работников; использование финанс. методов стимулирования интенсификации произ-ва на осн. направлениях реализации В.-э.п., а также стимулирования боевой деятельности личного состава. Необходимость экономич. мобилизации осознана в ходе 1-й мировой войны и стала плодом запоздалых импровизаций. В предвидении 2-й мировой войны подготовка к ней велась уже заранее и была осуществлена с началом войны как чрезвычайный процесс военной перестройки (конверсии) экономики, в ходе к-рого все ее отрасли и гос. институты переводились с мирного на военное положение в целях развертывания массового произ-ва оружия, военной техники и др. предметов военного назначения. В экономич. мобилизации выделяют ряд фаз: подготовительную, конверсии, «слаженного военного хозяйства» и реконверсии. Длительность, глубина, формы осуществления фаз в разных странах различны. Так, фашистская Германия заблаговременно перестроила экономику на военный лад (в 1938 доля военного потребления в ее нац. доходе составила более '/,,). В ходе войны она наращивала свою военно-экономическую мощь за счет повышения степени мобилизации своей экономики и военного произ-ва в оккупир. странах. США и Великобритания создали мощную военную экономику в ходе войны (в 1938 доля военного потребления в Великобритании была около 5,4, в США- 1,8%). На подготовку экономич. мобилизации в совр. условиях влияют новые факторы, в т.ч.: достижение критической военной мощи нек-рыми гос-вами; значительно возросшие В.-э.п. и крупномасштабная военная экономика; высокая адекватность и мобильность гражданского произ-ва на основе внедрения двойных технологий; наличие крупных материальных резервов; возросшая уязвимость экономики в связи с развитием атомной энергетики, ростом техногенных опасностей и т.д. В развитых странах осн. внимание уделяется поддержанию в высокой степени готовности пром-сти к наращиванию выпуска военной продукции в чрезвычайных условиях. Для проведения необходимых мероприятий функционируют гос. органы, деятельность к-рых регламентируется спец. законодательством. Главная их задача в мирное время состоит в планировании мероприятий по переводу осн. секторов экономики на военное положение, регулировании рацион, потребления ресурсов, руководстве созданием мобилизац. запасов и резервов. В соответствии с чрезвычайным законодательством гос. органам предоставляются большие полномочия по контролю за частным сектором в военное время. Под мобилизацией в РФ понимают комплекс мероприятий по переводу экономики страны, экономики субъектов Федерации и экономики муницип. образований, переводу органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и орг-ций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований, органов и спец. формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в РФ может быть общей или частичной. Мобилизац. подготовка охватывает комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговрем. подготовке всех звеньев экономики и военной системы к обеспечению защиты гос-ва от во-оруж. нападения и удовлетворению потребностей гос-ва и нужд населения в военное время. Осн. принципы мобилизац. подготовки и мобилизации: централиз. руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность. В соответствии с ними формируется система управления мобилизац. подготовкой и мобилизацией, во главе к-рой стоит Президент РФ. Органы исполнит, власти всех уровней и орг-ции, имеющие мобилизац. задания (заказы) или задачи по мобилизац. работе, создают мобилизац. органы, структура и штаты к-рых определяются, исходя из характера и объема работы. Пр-тия и орг-ции независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РФ выполняют договорные обязательства по гос. оборонному заказу, мобилизац. задания по подготовке и созданию на военное время спец. формирований, обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне; осуществляют мероприятия, предусмотр. планами перевода экономики страны (мобилизац. планами) на работу в условиях военного времени, планами и заданиями накопления материальных ценностей гос. и мобилизац. резервов и др.