(англ. externalities) - виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности данного предприятия, но влияют на ее результаты. Напр., если при стр-ве металлургического з-да «сэкономят» на устройстве оборотного водоснабжения, это удорожит продукцию располож. ниже по реке химич. з-да, поскольку потребует дополнит, затрат на водоочистку (external diseconomies). Постройка дорог для промышл. комплекса положительно скажется на доходах прилегающих к нему с.-х. пр-тий и фермеров, потому что и их автомашины поедут по этим дорогам (external economies). Подобные В.э. называют эффектами соседства (neighbourhood effects) или технологическими (technological external effects) в отличие от таких рыночных явлений, как воздействие на хозяйствующий субъект со стороны не зависящих от него изменений цен на приобретаемые им товары или продаваемую продукцию (т.н. внешняя денежная экономия - pecuniary economy). В экономич. теории В.э. (являясь внерыночными факторами, поскольку рынки т.н. коллективных благ - чистого воздуха, воды, тишины и т.п. отсутствуют) рассматриваются как факторы, нарушающие конкурентное равновесие (см. Равновесие рыночное) экономики и т.о. снижающие ее эффективность. Активнее всего изучаются технологич. В.э., связанные с загрязнением окружающей среды в результате производств, деятельности и выявляемые с помощью аудита экологического и экологического учета на предприятиях. Соотв. идеи положены в основу т.н. экономической экологии. Если один хозяйствующий субъект загрязняет среду, в к-рой функционирует др. хозяйствующий субъект, возникает вопрос об ответственности и возмещении ущерба. В разработку теоретич. основ такой ответственности и возмещения ущерба внесли вклад А. Маршалл, А. Пигу, Р. Коуз, Дж. Бью-кенен и др. крупнейшие экономисты. В части., согласно «теореме Коуза» (Coase's theorem) при четком определении прав собственности стороны могут прийти к соглашению о возмещении убытков или ином перераспределении ресурсов (т.е. интернализации В.э.). На этой основе развиваются [в части, по «Киотскому протоколу», принятому на встрече представителей 160 стран в дек. 1997 в Киото, Япония, о сокращении выбросов диоксида углерода и др. парниковых газов про-мышленно развитыми странами за период 2008-2012 до уровня в среднем на 5% ниже показателей 1990] рынки прав (реализуемых квот - англ. tradable permits - и т.п.) на загрязнение (pollution rights), а также системы налогов экологических и штрафов, поскольку не все В.э. поддаются непосредственному воздействию рыночного механизма. Это один из тех случаев, когда в реальной рыночной экономике, как бы она ни была свободна, требуется гос. регулирование. Учет и компенсация В.э. восстанавливают нарушенное конкурентное состояние экономики.