1) в узком значении - затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов; 2) в широком значении - денежные средства, выделяемые на все виды социально-значимых услуг, включая расходы на образование, здравоохранение, культуру (хотя функциональная классификация расходов бюджета относит три последние группы затрат в отд. разделы). К расходам на социальную политику относится содержание учреждений социального обеспечения, социальная помощь, молодежная политика, пенсии военнослужащим, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей, миграционная политика. Структура расходов федерального бюджета на социальную политику в 2000-2001 характеризовалась (в %) след. данными: Направления расходов 2000 год 2001 год Государственные пособия гражда- нам, имеющим детей 0,6 2 Миграционная политика 2 2 Прочие мероприятия в области социальной политики 4 13 Учреждения социального обеспече- ния и службы занятости 0,4 3 Пенсии и пособия в правоохрани- тельных органах 16 13 Пенсии военнослужащим 32 28 Социальная помощь 46 39 Формами расходов бюджета по этой группе затрат являются: бюджетные ассигнования на содержание учреждений социальной сферы (образоват., лечебно-профилакт. учр-ний, детских домов, интернатов, домов престарелых и др.), трансферты населению, компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, др. социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Финансируемые социальные услуги включают: уход; организацию питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологич. и натуральных видов помощи, помощи в профессион. подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др. Расходы на соц. помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых соц. программ. Перечень видов соц. помощи в регионах РФ существенно различается и зависит от бюдж. возможностей конкретного субъекта РФ. Наибольший уд. вес в расходах на соц. помощь - затраты на выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммун, услуг в связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот в соответствии с законом РФ «О ветеранах», обеспечение инвалидов трансп. средствами, протезир. и изготовление ортопедич. обуви и др. Хотя к Р. на с.ц. (в узком значении) не относят затраты на образование и здравоохранение, тем не менее с их помощью обеспечиваются гос. соц. гарантии населению. Часть расходов, напр., бесплатное питание школьников во время учебных занятий, предоставление на бесплатной либо льготной основе медикаментов при амбулаторном лечении отд. категориям больных, выплата регион, доплат работникам бюдж сферы, имеющим доход ниже прожиточного минимума, и соц. трансфертов населению, содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются прямыми соц. расходами. Осн. источники финансирования гос. сектора системы соц. обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Муницип. сектор системы соц. обслуживания финансируется за счет средств бюджетов муницип. образования и ассигнований, направляемых в местные бюджеты из средств вышестоящих бюджетов в качестве дотаций на содержание сети учр-ний и развитие соц. обслуживания, на оплату соц. услуг, включ. в федер. и территориальные перечни гарантир. гос-вом соц. услуг. Бюджетные средства - не единственный источник реализации государственной социальной политики, на эти цели также расходуются средства государственных внебюджетных фондов. При этом с 2001 мероприятия в области социальной защиты безработных финансируются не из Государственного фонда занятости, как это было ранее, а за счет средств федерального бюджета. Реальное представление о структуре источников соц. выплат в России дают след. данные: Структура источников финансирования социальных выплат в 2000 г. Федеральный бюджет Бюджеты территорий Внебюджетные фонды млн р. % % к ВВП млн р. % % к ВВП млн р. % % к ВВП Социальные выплаты 32067,1 7,0 0,49 24401,4 5,3 0,38 399981,6 87,6 6,16 В практике большинства стран фонды социального обеспечения организационно самостоятельны, но есть страны (США, Чехия), в к-рых данные фонды включены в состав доходов и расходов бюджета. Для обеспечения межстрановой сопоставимости стандарты МВФ рекомендуют использовать данные об исполнении т.н. бюджета расширенного правительства, в котором, в части, по России, отражаются не только доходы и расходы консолидированного бюджета страны, но и государственных внебюджетных фондов. Для большинства учр-ний соц. сферы в наст, время бюджетное финансирование дополняется доходами от предоставляемых платных услуг населению, добровольными взносами физич. и юридич. лиц. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ мероприятия в области соц. защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан. Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется за счет средств бюджета того уровня гос. власти и местного самоуправления, в чьем ведении они находятся. Серьезной проблемой в 90-е годы стала реализация социальных программ в связи с отсутствием четкого разделения расходных полномочий в области социальной политики. Характерными в этот период были передача объектов социальной сферы из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, и из субфедеральной - в муниципальную, а также передача полномочий по реализации федеральных программ субъектам РФ и органам местного самоуправления. В первую очередь это касалось федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». По отд. видам социальной помощи в законодат. актах отсутствует четкое указание источника финансирования. В этой ситуации появились т.н. «нефинансируемые федеральные мандаты» - льготы и выплаты, предусмотр. законодательством, но не обеспеченные реальными бюджетными возможностями. В 2001 новым механизмом реализации федеральных социальных программ стало формирование в составе расходов федерального бюджета Фонда компенсаций исходя из потребности субъектов РФ в финансовой помощи (субсидиях, субвенциях и средствах, передаваемых по взаимным расчетам) на реализацию указ. федеральных законов. Объем средств на реализацию этих расходов оценен с учетом данных Министерства труда и социального развития РФ и администраций субъектов Федерации. В качестве источника формирования Фонда компенсаций предусмотрены поступления в федеральный бюджет 15% НДС на товары (работы, услуги), произведенные на территории России, ранее зачисляемые в консолидированные бюджеты субъектов РФ. В случае сокращения обязательств по финансированию указ. федеральных законов часть средств (субвенций) Фонда компенсаций может быть направлена на погашение кредиторской задолженности по ним. Распределение средств Фонда компенсаций между субъектами РФ проводится вне зависимости от уровня бюджетной обеспеченности регионов пропорционально численности соответств. групп населения с учетом региональных факторов удорожания бюджетных расходов (в т.ч. районных коэффициентов к заработной плате). В программных документах Президента РФ и Правительства РФ неоднократно подчеркивается необходимость обеспечения адресности социальной поддержки населения с целью повышения эффективности бюджетных расходов на социальные цели. (См. Бюджетный федерализм.)