(англ. financial programming) - применение программно-целевого метода при составлении государственного бюджета, смет расходов и доходов других ззеньев финансовой системы. П.ф. включает: прогнозирование общих гос. расходов и их осн. групп; установление приоритетов и пропорций финансирования при разработке бюджетной политики; формирование программ расходов по намеченным мероприятиям. Гл. цели П.ф.: улучшение управления гос. расходами; повышение эффективности расходования гос. средств: прекращение на ранней стадии подготовки малоэффективных программ и проектов путем использования системы вариантов; постановка четких задач и определение возможностей финанс. обеспечения всех программ и видов деятельности правительства. При П.ф. составляется перспективный (как правило, 5-летний, возможен 7-летний) финанс. план гос. расходов по принципу скользящей шкалы: каждый год план пересматривается, цифры уточняются и передвигаются на след. год. Показатели первого года утверждаются парламентом в форме бюджета - они обязательные, а показатели последующих четырех лет - ориентировочные. Каждый год проверяются и изменяются все статьи расходов на год вперед. Существует неск. разновидностей П.ф. Напр., в США применяются: система «Планирование, программирование, разработка бюджета (ППБ)», управление по целям, бюджет на нулевой основе (они используются как по отдельности, так и в совокупности); в Великобритании - система программного анализа и обзора; в ФРГ - конъюнктурно-нейтральный бюджет; во Франции - рационализация выбора бюдж. решений: в Швеции - многоцелевое бюдж. планирование. Впервые система программно-целевого подхода к организации бюджетного процесса (англ. Planning -Programming - Budgeting, PPB) (ППБ) была внедрена в начале 60-х гг. в министерстве обороны США и прочно утвердилась как механизм финанс. обеспечения строительства амер. вооруж. сил. Осн. принципы ППБ приняты и с нек-рыми модификациями используются и в др. странах, в т.ч. Великобритании, ФРГ, Франции. В качестве иллюстрации применения ППБ далее рассмотрен порядок разработки проекта военного бюджета США. На этапе перспективного военно-страте-гич. планирования мин-во обороны в соответствии с военно-политич. интересами гос-ва, военной доктриной и директивами высшего руководства страны определяет потребности в вооруж. силах для различных ситуаций в будущем, составляет конкретные планы военного строительства на средне- и долгосрочную перспективы, выявляет возможные средства и потребности в ресурсах, необходимых для решения задач, поставл. перед военной орг-цией. Методич. основу программирования составляют разработка и принятие иерархически организов. целевых программ, объединяющих функцион. виды военной и военно-эконо-мич. деятельности гос-ва независимо от их ведомств, принадлежности. На этом этапе происходит детальное рассмотрение каждой программы с т.з. ее стоимости и военной эффективности. Главные программы (в США - 10) делятся на подпрограммы первого порядка, а последние - на элементы программ (в США их свыше 1000). Программирование обеспечивает тесную взаимосвязь между двумя др. этапами ППБ - военно-стратегич. планированием и разработкой бюджета. Это достигается тем, что в программах указаны, с одной стороны, конкретные мероприятия по строительству вооруж. сил; с другой - финанс. ресурсы, необходимые для их выполнения. Принятые высшим руководством решения по программам в совокупности составляют «Пятилетнюю программу министерства обороны», в к-рой определяются размеры и структуры вооруж. сил и требуемые для них боевые системы, военная техника и пр. материально-технич. обеспечение. В 5-летних программах показатели даются по годам, как в физич., так и в стоимостном выражении. В этом документе направления и уровень развития вооруж. сил определяются на 8-летний период, а объем ден., материальных и людских ресурсов, используемых в военных целях, - на 5-летний период. Поскольку ежегодно эта программа уточняется и продлевается на один год, то в США по ППБ систематически осуществляются «скользящее» среднесрочное программирование и 5-летнее финанс. планирование. Завершающий этап ППБ - разработка проекта военного бюджета на очередной финанс. год на базе данных первого года «Пятилетней программы министерства обороны». Такой способ разработки проекта бюджета тесно увязывает его с военно-стратегич. планированием и программированием. Составл. проект бюджета представляет собой финанс. выражение реализации заданий первого года перспективной военной программы. Возможность практич. выполнения военных планов и программ в конечном счете зависит от того, как они будут отражены в бюджете, т.е. реально подкреплены финанс. ресурсами. При подготовке проекта бюджета неизбежно возникает необходимость в дополнит, уточнении и изменении военных планов и программ. Поэтому и на этапе формирования бюджета процесс программирования продолжается, его результаты затем переносятся в ранее утвержд. общую перспективную военную программу. Программно-целевой подход к организации военно-бюджетного процесса способствовал совершенствованию системы военного финансирования. ППБ позво- лил более точно и обоснованно оценить текущие и перспективные военные потребности, увязать и согласовать бюджет с военными программами, программы - с военным планированием и потребностями в вооруж. силах, размер и структуру вооруж. сил - с военной доктриной, а военную доктрину - с осн. политич. целями и планами гос-ва. Использование ППБ дает возможность с самого начала непосредственно увязать планирование строительства вооруж. сил с бюдж. решениями и принимать такие военные программы, выполнение к-рых гарантировалось бы как материальными, так и финанс. ресурсами. Система ППБ позволяет в пределах отд. программ разрабатывать и сопоставлять варианты достижения поставл. целей и выбирать тот, при к-ром достигается наибольший результат при данных затратах или данный результат - при наименьшей величине затрат, т.е. более эффективно использовать национальные ресурсы. Как правило, государство субсидирует в соответствии с программами обеспечение обороноспособности страны, пром-сть, энергетику, торговлю, поддержание занятости населения, транспорт, жилищное стр-во, сельское, лесное хоз-во и рыболовство, образование и науку, здравоохранение и соц. обеспечение и др. П.ф. предполагает также прогнозирование гос. капитальных вложений. Спец. программа разрабатывается для капит. расходов национализир. отраслей хоз-ва и источников их финансирования. Кроме того, в пятилетнем плане выделяются затраты на выплату процентов по гос. долгу и др. функцион. расходы. Эффективность П.ф. в определ. степени зависит от выбора его базы. В практике П.ф., как правило, применяется прогнозирование «от достигнутого», когда сумма средств по отд. статьям на послед, финанс. год находится путем уменьшения (увеличения) соотв. суммы текущего года. При прогнозировании «от нуля» все бюдж. предположения прорабатываются каждый раз заново, с учетом специфики текущего момента и перспективы. Данный способ обеспечивает более полный обзор вариантов и оценку последствий финансирования. Несмотря на его преимущества, он используется для довольно ограниченного круга важнейших программ, т.к. требует применения сложных, трудоемких расчетов. В РФ в рамках П.ф. бюдж. показатели начиная с 1997 разрабатываются на 4 года - предстоящий бюдж. год и последующий 3-летний период. Президент РФ устанавливает общие направления бюджетной и финансовой политики. Основываясь на этих направлениях, Минфин РФ совместно с федеральными министерствами и ведомствами определяет методику управления подготовкой их бюдж. запросов на предстоящий бюдж. год и на последующие 3 года, а также отражает воздействие принимаемых бюдж. решений на долгосрочные цели и планы. Последние представлены в гос. программах, ряду из к-рых присвоен статус президентских. До начала сентября Правительство РФ направляет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект бюджета на предстоящий год и свои предложения о сводных и целевых программах гос. расходов и методах их финансирования. Долгосрочное и текущее П.ф. представляет собой более высокую степень участия гос-ва в управлении эко-номич. процессами. Его осн. макроэкономич. целями являются: преодоление дефицита гос. бюджета, увеличение занятости населения и борьба с инфляцией.