(англ. excess profit tax) - разновидность чрезвычайных налогов. Как правило, он взимается в периоды острого бюджетного дефицита. Налог носит ярко выраженный фискальный характер и служит одним из инструментов восполнения недостающих финансовых ресурсов. Его экономическое значение - дестимулиро-вание роста высоких прибылей олигополии и монополий. Плательщиками налогов выступают юридич. лица (корпорации), осуществляющие коммерч. деятельность на территории страны. Объект обложения -«сверхприбыль», т.е. часть прибыли, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80-100%. Исторически сложились два метода расчета Н. на с.: процентный и нормативный. При процентном методе ставка налога устанавливается к величине капитала (к-рым может выступать заемный, акционерный или основной капитал). Применение нормативного метода означает, что процентная ставка установлена к величине разности между фактически полученной и нормальной прибылью (под нормальной прибылью понимается ее средний уровень, сложившийся за предшествующие 3-4 года). Н. нас. впервые был введен в Великобритании в 1915. Впоследствии он был использован рядом стран (США, Германия, Япония) и активно применялся в годы 2-й мировой войны. Так, в США в 1943-45 гг. Н. нас. взимался по ставке 80% и рассчитывался нормативным методом. В Великобритании применялись оба метода исчисления, при этом ставка налога на заемный капитал составляла 6%, а налог на превышение фактической прибыли над нормальной достигал 100%. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Напр., в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951-54) налог взимался с акц. капитала поставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950-53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82%, а сам налог обеспечивал до У3 всех налоговых поступлений. В налоговых системах развитых стран конца XX в. Н. на с. не существует, но в то же время имеют место т.н. специальные налоги на прибыль. Они вводятся на оп-редел. период или с определ. целью и являются дополнит, источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный Н. на с). Так, в США в составе корпорацион-ного налога взимается т.н. «дополнительный налог с высоких прибылей» (supplementary tax) по ставке 5%. В Великобритании существует налог на прирост капитала (capital gains tax), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу спец. налогов относят также налоги на прибыль в отд. отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (т.н. нефтяной корпорационный налог -petroleum revenue tax). Этот налог уплачивается нефтедобывающими компаниями наряду с корпорац. налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде. В России Н. на с. впервые был введен Законом от 13 мая 1916, где он был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышл. предприятия, чистая прибыль к-рых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал. С 1917 было введено налогообложение избытка прибылей у торговых и промышл. компаний, а также вознаграждений у членов правлений акц. обществ. Избыток определялся как превышение фактической прибыли над ее средней величиной, сложившейся в 1913-14 гг. Ставка налога колебалась в пределах 30-60%, а впоследствии была повышена до 80%. В быв. СССР налог на прирост прибылей трансформировался в Н. на с, к-рый был введен в 1926 для усиления налогового давления на частных предпринимателей и в целом отвечал взятому курсу на сворачивание нэпа. Налог взимался с владельцев торговых и промышл. предприятий, а также с торговых посредников и строился по нормативному принципу. Нормой прибыли изначально выступала прибыль предшествующего года. Впоследствии норма определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли и не должна была превышать 50"- оклада подоходного налога. С ликвидацией нэпа налог утратил свое политич. и экономич. значение и в 1934 был отменен. Возрождение в России рыночных отношений вновь вызвало интерес к Н. на с. Осуществленный в 1992 переход к свободному ценообразованию произошел в условиях практически полного отсутствия конкуренции производителей товаров, работ и услуг и привел в ряде случаев к появлению экономически необоснованных монопольно высоких прибылей и. соответственно, рентабельности. В сложившейся ситуации применение Н. нас. позволяло реализовать как фискальный. так и экономич. потенциал налога. Минфином РФ был разработан проект введения Н. на с. в качестве временной меры на период стабилизации экономики. Предполагалось изымать до 75% прибыли, полученной сверх 50%-ного уровня рентабельности, и 90" о прибыли, полученной сверх 100%-ного уровня рентабельности. Однако проект не был реализован. Современная налоговая система России не предусматривает применение налога на сверхприбыль.