Инвентаризация

(из нем. Inventar от лат. inventarium - роспись, опись, в русск. с XVIII в.; англ. inventory / stock-taking) - периодическая проверка наличия, состояния и оценки активов и финансовых обязательств. Цель И. - обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Задачи И. - проверка сохранности имущества путем сопоставления фактич. остатков ценностей с учетными, состояние весоизмерительного хоз-ва, правильности хранения товарно-матер, ценностей, выявление фактов хоз. жизни, непосредственно не отражаемых в бух. учете (потери вследствие естеств. убыли, хищения, ошибки при проведении операций с ценностями и т.п.). Сроки проведения И. определяет руководитель орг-ции. Случаи обязат. проведения И. перечислены в Федер. законе «О бухгалтерском учете» (1996) - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц и др. И. могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, текущие и годовые. Плановые И. проводят согласно плану (графику), утвержденному руководителем орг-ции. Внеплановые - в случаях особой необходимости (при кражах, стихийных бедствиях и т.п.). При полной И. проверяют все виды имущества и обязательств, при частичной - к.-л. их часть. Текущие И. проводят в течение года, годовые - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Для проведения И. создается постоянно действующая инвентаризац. комиссия. При малом объеме работ и наличии в орг-ции ревизионной комиссии проведение И. возлагается на нее. При большом объеме работ для своеврем. проведения И. создаются рабочие инвентаризац. комиссии. Персональный состав инвентаризац. комиссий (постоянно действующей и рабочих) утверждается руководителем орг-ции. В них включают представителей администрации орг-ции, работников бух службы, др. специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.п.). На проведение И. руководитель орг-ции издает приказ. Порядок проведения, документального оформления и выявления результатов И. установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финанс. обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ (1993). Фактич. наличие имущества определяется путем обязат. подсчета, взвешивания и обмера. И. расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, в т.ч. путем встречной документальной выверки расчетов со сторонними орг-циями и учр-ниями. Сведения о фактич. наличии имущества и реальности дебиторской и кредиторской задолженности записываются в инвентаризац. описи. По окончании И. могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, результаты к-рых оформляются актом. Инвентаризац. описи сдаются в бухгалтерию, к-рая проверяет правильность их оформления, цен, таксировки и подсчетов и выявляет результаты И. По имуществу, при И. к-рого выявлены отклонения фактич. остатков от учетных данных, составляют сличит, ведомости, где указывают суммы излишков и/или недостачи ценностей. Выявленные при И. расхождения между фактич. наличием имущества и данными бух. учета отражают на счетах бухгалтерского учета в след. порядке: а) излишек имущества приходуется и соответствующую сумму зачисляют на фи-нанс. результаты орг-ции [у бюдж. орг-ции - на увеличение финансирования (фондов)]; б) недостачу имущества в пределах норм естеств. убыли относят на издержки произ-ва или обращения, недостачу сверх норм, а также порчу - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финанс. результаты орг-ции, а у бюдж. орг-ции - на уменьшение финансирования (фондов). Причины возникновения излишков в дальнейшем должны быть установлены. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактич. недостач, после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В состав документов, представленных для оформления списания недостач ценностей сверх норм убыли и порчи, должны быть включены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц или отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо полученные от отдела технич. контроля или сооть. специализир. орг-ций (инспекций по качеству и др.) заключения о факте порчи ценностей. Прехтоже-ния о регулировании выявл. И. расхождений фактич. наличия ценностей и данных бух. учета представляются постоянно действующей инвентаризац. комиссией на рассмотрение руководителя орг-ции. к-рый и принимает окончат, решение. Результаты И. должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в к-ром была закончена И., а по годовой И. - в годовом бухгалтерском отчете.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бухгалтерский учет и отчетность / Инвентаризация