право членов парламента и других субъектов законодательной инициативы вносить обоснованные изменения в представленный правительством проект бюджета на очередной финансовый год, а также предлагать к рассмотрению проекты законов, касающиеся бюджетной сферы. Субъектами законодательной инициативы в России согласно Конституции РФ (ст. 104) выступают: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ по вопросам их ведения. Перечень субъектов законодательной инициативы в России значительно шире подобных перечней в большинстве зарубежных стран, конституции которых наделяют подобным правом лишь депутатов парламента и правительство. Бюджетная инициатива реализуется прежде всего в ходе работы по рассмотрению проекта бюджета на очередной финансовый год. Так, процедурой рассмотрения проекта федерального бюджета РФ предусмотрено, что он (после принятия к рассмотрению Государственной Думой) направляется в комитеты Государственной Думы и другим субъектам законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. В период рассмотрения проекта федерального бюджета проводятся парламентские слушания, итоги которых учитываются при обсуждении проекта закона на пленарных заседаниях Государственной Думы, затем отражаются в поправках к проекту бюджета, предлагаемых Государственной Думой. Ни Конституция РФ, ни бюджетное законодательство не разграничивают сферы осуществления бюджетной инициативы между ее субъектами. Более того, в процессе рассмотрения проекта федерального бюджета в законодательном органе страны бюджетная инициатива реализуется совместно депутатами обеих палат Федерального Собрания и другими субъектами законодательные инициативы, когда они участвуют в парламентских слушаниях по проекту бюджета, работают в согласительных комиссиях и т.д. Детально формы реализации бюджетной инициативы прописаны в регламенте Государственной Думы и Бюджетном кодексе РФ. В парламентах большинства стран бюджетной инициативы ограничена наличием особого порядка рассмотрения финансовых законов. Это обусловлено тем, что правительства стремятся избежать увеличения предусмотренных в проекте бюджета государственных расходов или сокращения государственных доходов. В России любой финансовый закон может быть предложен к рассмотрению в Федеральном Собрании РФ только при наличии заключения на него Правительства РФ. Эта мера и оправдана, и очень важна, поскольку является преградой на пути использования законодательной инициативы в популистских целях или под давлением различных лоббистских структур (в т.ч. действующих в местнических целях).
|
||||
|
|
|
|