(англ. consolidated budget) - свод всех бюджетов, утверждаемых на соответствующей территории Российской Федерации. В зависимости от масштаба «территории», под которой понимается либо соответственное государственное (Федерация или субъект Федерации), либо муниципальное образование, различают: консолидированный бюджет муниципального образования, состоящий из свода всех местных бюджетов, разработанных и утвержденных на территории данного муниципального образования: консолидированный бюджет субъекта РФ, включающий бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ; Б.к. Российской Федерации, состоящий из федерального бюджета и свода консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, консолидированный бюджет Московской области как субъекта Федерации состоит из областного бюджета и свода местных бюджетов (районных, городских, сельских, поселковых) всех муниципальных образований, находящихся на территории области. Консолидированный бюджет Красногорского района как муниципального образования на территории Московской области представляет собой свод местных бюджетов, куда входят районный бюджет Красногорского района, бюджеты городов районного значения, бюджеты сел и поселков, расположенных на территории данного района. Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Свод бюджетов - это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты. Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита (профицита). При определении итоговых показателей по своду бюджетов запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других бюджетов (т.е. взаимно сокращать дефициты одних и профициты других бюджетов в составе сводного бюджета); недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета. Более того, при консолидации бюджетов трех уровней ошибка может породить и тройной счет. В практике международных сопоставлений используют еще два дополнит, термина: «консолидированный расширенный бюджет» и «расширенный бюджет правительства». Консолидированный расширенный бюджет включает свод бюджетов всех уровней и свод всех внебюджетных фондов. Для России и США важно учитывать именно этот показатель для оценки влияния публичных расходов на состояние макроэкономической сбалансированности (без учета внебюджетных фондов основные показатели консолидированного бюджета вводили бы в заблуждение). В тех странах, где отсутствуют внебюджетные фонды (и их роль играют целевые бюджетные фонды), такое дополнит, понятие избыточно (например, для ФРГ, Франции). Расширенный бюджет правительства включает федеральный бюджет и внебюджетные фонды (в США используется термин - объединенный, или унифицированный бюджет). В этом случае не нужна консолидация субфедеральных бюджетов (и территориальных внебюджетных фондов), а также бюджетов местного самоуправления, поскольку субъекты федерации и местное самоуправление конституционно самостоятельны и несут (или должны нести) свою долю ответственности за свои относительно автономные действия. Термин «расширенный бюджет правительства» используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти и т.п.
|
||||
|
|
|
|