(англ. wealth) - все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на иные блага. Богатство может быть представлено в веществ, форме, форме бумажных активов, а также личных способностей человека (если оказывается возможным продать их на рынке труда). Последнее называют неосязаемым богатством, человеческим капиталом. Богатство обладает той особенностью, что оно способно приносить доход, т.е. нарастать богатство же. Следует отличать само богатство, которое в экономико-математических моделях отражается показателями запасов, и прирост богатства, фиксируемый показателями «потоков». Сущность богатства, законов его производства и распределения стали предметом анализа еще со времен Адама Смита (1723-90). По словам Дж. С. Милля (1773-1836), богатство как предмет исследований во все века неизбежно оказывалось в центре практических интересов человечества. Представление о природе богатства исторически менялось, в значит, мере в связи с трансформацией обществ, устройства и структуры самого богатство. Например, в докапиталистич. формациях главным богатством считалась земля и все, что с ней связано. В дальнейшем в центре внимания оказался капитал - в форме производств, фондов, денежных накоплений и т.п. В постиндустриальных обществах наблюдается опережающий рост значения интеллектуального потенциала как важнейшего элемента народного богатства и соответственно на первый план выходит человеческий капитал как форма богатства индивидуума. В современной экономической литературе существуют серьезные расхождения во мнениях о природе и происхождении богатства, которые проявляются в дискуссиях, связанных с оценкой национального богатства, но касаются также смысла богатства как такового. Например, речь идет о том, следует ли включать в состав богатства природные ресурсы. Упрощенное толкование теории трудовой стоимости К. Маркса приводит к утверждению об исключительно трудовой природе богатства и соответственно - к предложениям об оценке богатства по затраченному на его создание труду, а не по его полезности. При всем значении труда как источника существенной части богатства такая позиция ведет к искаженному представлению о природе последнего (например, получается, что месторождение, на поиск которого затрачено больше труда, дороже случайно найденного, но куда более ценного и крупного). В классической политической экономии XIX в. богатство четко подразделялось на три категории: богатство индивидуума, обществ, группы и, наконец, богатство народа (точнее - нации, объединенной самостоятельной государственностью). В настоящее время эта точка зрения стала общепринятой.
|
||||
|
|
|
|