(англ. marketing - продажа, покупка на рынке) - система мероприятий по комплексному анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету действия рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности. М. - важнейшая составная часть менеджмента. Осн. концепция М. -выявление нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов, а гл. задача - обеспечение покупателю того, что ему нужно, в нужном кол-ве, нужного качества, в нужном месте, по устраивающей его цене, и одновременно получение за счет этого максимальной прибыли. Осн. принцип М. - четкая ориентация на потребительский спрос: производить и продавать товары (услуги), к-рые будут куплены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести. Др. принцип М. - активное воздействие на потребительский спрос (формирование потребительского рынка). Не менее важно для М. тщательно учитывать при принятии хоз. решений потребности клиентов, состояние и динамику спроса и рыночную конъюнктуру. Потребители обычно недостаточно ясно знают, что они хотят приобрести. Маркетинг призван обеспечить понимание того, что желают покупатели. След. принцип: создание условий для максим, приспособления произ-ва к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Центр хоз. решений смещается от производств, звеньев пр-тия к звеньям, близким к рынку. Наконец, очень важно информирование потенциальных покупателей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их к приобретению данного товара, причем не у конкурентов, а у вас. Поэтому маркетинг, исследования рынка товаров и услуг выходят на передний план. Они включают: определение значений показателей, характериз. спрос на товары и услуги, производимые пр-тием в конкретный момент времени (напр., на конец года); сравнение полученных значений показателей спроса со значениями для предшествующего момента времени (напр., на начало года) и установление темпов их роста или снижения; выявление доли пр-тия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени (напр., за год), т.е. сегментация рынка. С этой же целью: сравниваются цены на продукцию предприятия с ценами конкурентов и их изменение за избранный период, т.е. прорабатываются тенденции ценовой политики; изучаются мнения потребителей о деятельности пр-тия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, о способах их доставки, о возможных новых видах товаров и услуг (новом качестве), к-рые они хотели бы получить или к-рые предлагает пр-тие, и о приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и т.д.; анализируется воздействие разл. факторов на товарный спрос и прогнозирование будущего спроса, методы и приемы деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг. Конкретные цели М.: оптимизация потребления, нацеленная на развитие произ-ва, максимизация степени удовлетворения желаний потребителей, рационализация выбора потребителей, создание привлекательного образа (имиджа) пр-тия в глазах общественности посредством спонсорской, благотворительной деятельности, содействия развитию науки, культуры, проведению разл. конкурсов, лотерей и т.д.