В последние годы весьма значимы для рынка становятся индикаторы, основанные на изучении экономических настроений в деловой среде и среди простых потребителей. В зависимости от источника этих данных они включают в себя как субъективные факторы, так и факторы макроэкономической статистики. Подобные индикаторы называют опережающими. Так как основаны они в основном не на измерениях объема выпуска продукции, количества рабочих мест, инфляции и т.д. Эти индикаторы являются отражением того, как участники экономической жизни страны воспринимают происходящие в экономике те или иные процессы. Благодаря этому эти индикаторы обладают предсказывающими свойствами, хотя и коррелируют с основными параметрами экономических циклов.
Опережающие индикаторы обладают способностью прогнозировать и отслеживать экономические циклы, что делают их весьма ценными и полезными источниками информации для прогнозирования. Финансовые рынки, как правило, внимательно отслеживают публикации отчетов по этим индикаторам в потоке финансовых новостей. С другой стороны значения этих индикаторов напрямую влияют на биржевые котировки в целом и на валютные в частности, так как исходя из них формируются настроения инвесторов.
Расчет опережающих индикаторов основан на так называемом диффузионном анализе. Анализ строится по результатам опроса большего количества респондентов из целевой аудитории (которая берется в зависимости от характера исследования), каждый из которых отвечает на вопросы, касаемые разных сторон экономики. Вопрос задается типа: «улучшились ли условия бизнеса или потребления», при этом респондент выбирает из трех вариантов ответа: «да», «нет» и «не изменилось». Значение индекса вычисляется для конкретного вопроса, как сумма процентного отношения опрошенных респондентов, высказавшихся позитивно и половина процентного отношения опрошенных, высказавшихся нейтрально.
Следует также сказать, что источником публикаций опережающих индикаторов являются, как правило, неправительственные организации. Поэтому из большого числа этих организаций, следует выделять наиболее значимые и авторитетные.
В первую очередь это индексы Conference Board и PMI.
Conference Board (дословно переводится как «Правление конференцией») – это некоммерческая глобальная организация, существует при поддержке руководителей бизнеса. Объединяет более 1300 корпораций, в 60-ти странах мира. Организует международные конференции по экономическим вопросам, а также проводит как глобальные бизнес исследования, так и исследования для отдельных стран. Головной офис Conference Board (СВ) находится в Нью-Йорке, представительные офисы находятся в Брюсселе и Конгконге. СВ проводит экономические исследования бизнес циклов для стран Большой Семерки и некоторых развивающихся стран.
Результат своих макроэкономических исследований Conference Board выпускает в виде трех основных индексов:
-The Conference Board Leading Index. Индекс ведущих макроэкономических индикаторов
-The Conference Board Help-Wanted Adversion Index. Индекс потребности в рабочей силе.
-The Conference Board Consumer Conference Index. Индекс доверия потребителей.
PMI - The Purchasing Managers Index. Индекс менеджеров по закупкам. Первоначально этот индекс был разработан для США в 1948 году Институтом менеджеров по поставкам (ISM) в городе Темпе, штата Аризона. В данный момент этот индекс рассчитывается во многих странах, таких как Германия, Китай, Франция, Россия. В США на федеральном уровне этот индекс публикуется как ISM index (индекс Института управлениями поставками). Также публикуются региональные индексы, особо значимым из них является индекс Чикаго PMI. В 2003 году появился индекс PMI, отражающий прогноз мировой экономики - JPMorgan Global PMI.
Michigan consumer sentiment index. Для США имеет значение индекс уверенности потребителей Мичиганского Университета – Michigan consumer sentiment index. Этот индекс представляет собой результат опроса потребителей на предмет уверенности в текущей экономической ситуации. Оказывает заметное влияние на курс доллара на международной валютной бирже.
Для Еврозоны важными опережающими индикаторами являются индексы IFO и ZEW.
IFO. Институт экономических исследований IFO. Один из крупнейших исследовательских институтов Германии, находиться в Мюнхене.
Проводит исследования в области политики, экономики и социологии. Результаты исследования публикуются в ежемесячном отчете по Германии и по Евросоюзу. Отчет включает в себя индексы делового климата, как по немецкой экономике, так и в целом по Евросоюзу. Индекс IFO рассчитывается на базе опроса более чем 7000 руководителей промышленных предприятий во всех секторах экономики, кроме банковского сектора. В оборе IFO выделяется два компонента – два подиндекса: сurrent sentiment component – оценка текущих состояния экономики и a expections components – оценка ожиданий. Полный индекс IFO вычисляется как геометрическое среднее этих двух составляющих.
ZEW - Zentrums für Europäische Wirtschaftsforschung. Центр европейских экономических исследований. Является некоммерческим научно-исследовательским институтом, основан в 1990 году по инициативе правительства земли Баден-Вюртембург, на базе Мангейтского университета, находится в городе Мангейм.
Институт ZEW, как и институт IFO ежемесячно публикует отчет по экономической ситуации, спектр исследования которого довольно широк: международные финансы, рынки труда, социальная политика, налогообложение. Отчет включает в себя индекс экономических настроений в финансовой сфере – индекс ZEW, дополняя тем самым индекс IFO, который не включает в себя финансовый сектор экономики. Индекс ZEW основан на опросе около 350 аналитиков и инвесторов, из которых более 70 процентов представляют немецкие банки. Индекс ZEW, также как и индекс IFO включает в себя два подиндекса: current santimen undex – оценка текущих условий, и experient index –оценка ожиданий. Индекс ZEW выходит по Германии и по ЕС.
Оба этих индексов оказывают заметное влияние на курс евро.
TANKAN. Для Японии важным опережающим индикатором является индекс TANKAN. Индекс TANKAN это индекс делового климата японской экономики, входит в ежеквартальный экономический обзор Банка Японии с аналогичным названием. Индекс TANKAN характеризует состояние делового климата в Японии. Включает в себя состояние промышленного сектора в области крупного производства. Включает в себя данные по заказам на производство, занятость, оптовые запасы производства, цены на экспорт и импорт. Оказывает заметное влияние на курс японской Йены, а также на биржевые индексы азиатского региона.
В заключение можно сказать, что анализ отчетов индексов делового и потребительского климата – опережающих индикаторов, входящих в текущий поток финансовых новостей дает дополнительные преимущества в биржевой торговле – в трейдинге. В этой статье был дан общий обзор наиболее значимых фундаментальных опережающих индикаторов, в последующих статьях на эту тему каждый из них будет подробно рассмотрен, применимо к трейдингу на валютном рынке FOREX.