Саммит Большой Двадцатки, прошедший на этой неделе в Санкт-Петербурге впервые со времен кризиса, на своих встречах, высказал осторожный оптимизм по развитию мировой экономики. В отличие от предыдущих саммитов, участники встречи G20 впервые заговорили о росте. "Мы возвращаемся к экономическому росту, но уровень безработицы пока высок. Рано еще говорить о конце кризиса", - заявил на саммите глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Хозяин встречи, президент России Владимир Путин, констатировал, что ситуация в мире значительно улучшилась, в том числе благодаря антикризисным мерам, ранее принятым G20.
Мировая экономика показывает рост, хотя и ниже сделанных прогнозов. Признаки роста наблюдается в развитых странах, в США, Еврозоне и Японии, странах которые наиболее болезненно пережили глобальный кризис. Однако, как отметили, участники саммита, мировая экономика сталкивается с новым вызовом, который несет определенные риски, и который может спровоцировать новую волну кризиса. Ожидаемое сворачивание политики сверхдешевых денег Федерального Резерва по мнению участников G20, является одним из самых больших рисков для развивающихся рынков, прежде всего это касается стран группы BRIKS, куда входят Китай, Россия, Бразилия, Индия, ЮАР.
Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.
Завершение эпохи дешевых денег, вызвало резкий отток капиталов из развивающихся рынков. Слишком мощный рост экономик БРИКС, который еще недавно приводил в восхищение экспертов мировой экономики, сыграл злую шутку. Например в Китае, который столкнулся с проблемой сбыта своих товаров на традиционных рынках в США и Европе, из-за падения роста в первой и рецессии в большинстве стран Еврозоны, начал переориентацию экономики на внутренний спрос. В Китае вырос уровень потребления за счет роста уровня жизни. Китайский экспорт перестал уже быть сверхдешевым, при том, что качество товаров еще не достигло европейского и американского уровня. Поэтому мировые производители стали возвращать производство либо в Европу, где из-за высокой безработицы и рецесии во многих странах Еврозоны появился огромный, и пока что не востребованный рынок дешевой рабочей силы и в США, экономика которой подает хороший сигнал на потенциал роста; либо в страны азиатского региона не прошедших путь так называемых «драконов», например во Вьетнам.
Отток капиталов из развивающихся рынков стал одной из причин девальвации валют таких стран "двадцатки", как Бразилия, Индия, Индонезия, Россия и Турция. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх заявил на петербургском саммите о необходимости координации денежной политики. Глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард также предостерегла США от резких мер, а власти КНР призвали Вашингтон учесть в своей денежной политике "значительные побочные явления" для других стран. Общую позицию поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel). Она высказалась в пользу согласованных действий развитых экономик, чтобы избежать потрясений на международных рынках. "Само существование "двадцатки", в принципе, является для нас уроком, что любые меры, принятые на национальном уровне, имеют международные последствия", - предостерегла Меркель.
Кроме этого саммит объявил войну с налоговыми уклонистами мировыми госкорпорациями, В течение двух лет страны G20 обязались представить свои предложения, как этого добиться. Сегодня, указывали участники саммита, международные концерны иногда платят лишь 3-4 процента с прибыли, а также не всегда перечисляют налоги там, где производят свою продукцию или предоставляют услуги. Это тема связана прежде всего с темой так называемых офшоров