Японская йена в паре доллар – йена в точности повторила динамику торгов по европейской валюте. После выступления Бена Бернанке йена лишилась мощной подпорки, каким являлось укрепление доллара и которое было вызвано опасениями того, что Федеральный Резерв может начать постепенное сворачивание программы количественного смягчения.
Напомним, интрига заключалось в том, что Бен Бернанке в середине прошлого месяца обмолвился о том, что Федеральный Резерв может свернуть программу количественного смягчения, в рамках которой главный регулятор ежемесячно выкупает гособлигации на сумму 85 млрд. долларов. В связи с тем, что экономика США показывает признаки роста, а перманентное заимствование увеличивает государственный долг до критического уровня, к тому же длительный период дешевых денег может привести к возникновению финансового мыльного пузыря. После этого со стороны ФРС делались попытки успокоить рынки, однако инвесторы в панике избавлялись от рискованных активов в течение последних трех недель и активно вкладывались в доллар.
Для Японии эти движения на валютном рынке оказались как нельзя кстати, так как вписывались в общий фарватер монетарной политики правительства Японии. Премьер-министр Сидзо Абе уделил особое значение снижению курса йены в новом экономическом курсе Японии, так как чрезмерно высокий курс японской валюты ведет к удорожанию издержек на производство, продукция которого идет на экспорт в США, Европу, в страны Азиатского региона. Тем самым делая товары из Японии неконкурентными. Банком Японии в рамках этой новой политики было принято решение ежемесячно выкупать гособлигации на сумму 13 трлн иен ($145 млрд) без ограничения сроков и увеличил инфляционный ориентир до 2%. Это значительно больше программы QE3 от ФРС (выкуп по $85 млрд в месяц), так как японская экономика составляет 38% от экономики США.
К слову сказать Япония была первооткрывателем нетрадиционной монетарной политики через выкуп долгосрочных гособлигаций, именуемой QE.
К началу 2000-х годов уровень процентных ставок в Японии приблизился вплотную к нулевому рубежу, но страна никак не могла побороть дефляцию. Главный идеолог монетаризма Милтон Фридман выразил сомнение в возможности дальнейшего монетарного расширения через понижение процентных ставок, предложив регулятору начать скупку долгосрочных государственных облигаций и предоставлять системе деньги повышенной мощности (служащие для кредитной экспансии) до тех пор, пока закачка этими деньгами не приведет к расширению экономики.
Следует также отметить, что поступательный тренд на понижение йены при достижении уровня 103,7 йен за доллар дал первый сбой послетого как Банк Японии указал на слишком быстрое закачивание денег в экономику, которое может привести к побочным эффектам, ведь политика стимулирования имеет как положительные, так и отрицательные стороны, из отрицательных это рост государственного долга, которых достиг в Японии рекордных отметок. Курс йены скорректировался тогда с 103 до 94,7 йен. И именно в том момент ажиотажный спрос на доллары, вызванный намеками со стороны Федерального Резерва о сворачивании политики стимулирования в виде программы QE3 и который продлился в течение последних трех недель, помог йене возобновить падение. Йена почти вернулась к точке разворота, протестировав уровень 101,3 по доллару. И это вполне закономерно если один из центробанков перестает печатать дополнительно деньги, а второй продолжает, то валюты последнего (йены) становится больше.
В среду вечером становится ясно, что Федеральный Резерв не станет торопиться со сворачиванием стимулирующей программы, другими словами валютный марафон кто больше напечатает деньги, будет продолжаться и дальше. В этих условиях йене будет намного сложнее конкурировать и падать по отношению к доллару.
В итоге, ажиотажный уход инвесторов от доллара, вызванного протоколами последнего заседания FOMC и последующими комментариями Бена Бернанке вернул йену с уровня 101,2 – к уровню 98,6 долларов.