В последние два дня недели евро откорректировался вверх от психологического уровня поддержки – ценовой отметки 1,3 доллара, трейдеры играли на повышение единой валюты в надежде, что очередной саммит ЕС сможет решить наболевшие проблемы Еврозоны.
В пятницу основной блок экономических новостей пришелся больше на США, неоднозначные данные по американской экономике дали небольшую поддержку для европейской валюты.
Индекс Мичиганского университета показал снижение потребительских настроений в США в марте, предварительный индекс потребительских настроений упал до 71,8 в начале марта, что указывает на обеспокоенность американских потребителей относительно экономических перспектив. Среди положительных моментов отмечено увеличение количества рабочих мест и снижение стоимости бензина. Индекс текущих условий снизился до 87,5 в начале марта против 89,0 в конце февраля, а индекс ожиданий упал до 61,7 с 70,2 в феврале.
Однако, последующие данные по производству дали повод для роста инвесторских настроений, что повысило спрос на рискованные активы, и оказали поддержку основным валютам против доллара, в том числе и евро.
Однако ж, все-таки главной темой на мировых финансовых рынках был саммит стран ЕС, проходивший в конце недели в Брюселе.
Саммит проходит на фоне борьбы стран ЕС с безработицей и рецессией. Инвесторы надеются, что саммит сконцентрируется на проблемах стимулирования экономического роста нежели проблеме жесткой финансовой политики ограничений. Ожидается что таким странам, как Франция, Испания, Италия, то есть странам находящимся в рецессии дадут больше времени на решение проблем в налого-бюджетной политики.
Следует отметить, что с началом долгого кризиса, с 2010 года Европейский Союз проводит политику жесткой экономии, однако серьезных перемен к лучшему пока не наблюдается. Наоборот страны, у которых и так серьезные долговые проблемы, находятся в глубокой рецессии без каких – либо шансов выйти из кризиса при продолжении политики затяжки поясов.
Основной вопрос стоящий перед европейскими политиками, как долго еще население Европы будет готово поддерживать правительства, которые проводят главную линию Евросоюза, направленную на снижение бюджетного дефицита за счет жестких ограничительных мер. Причем, как в странах, где надо продолжать экономить, так и в стабильных странах, таких как Германия, которые должны оказывать помощь государствам с проблемами госбюджета? И не грозит ли Европе раскол?
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу постарался не приукрашивать ситуацию, признав в своем выступлении перед депутатами Европарламента в среду, 13 марта, что "некоторые расходы, которые вынуждены нести самые слабые, скоро станут для них просто непосильными". С другой стороны хватит ли средств стабильных стран Еврозоны, таких как например Германия, на поддержку структурных реформ в слабых странах. Ведь в отличие, скажем от ситуации 2010 года, когда помощь требовалась не столь значимым странам по масштабам их экономик по сравнению с экономикой Еврозоны, таких как Греция, Ирландия, Португалия, теперь же вопрос стоит уже гораздо серьезнее. Помощь требуется таким ключевым странам, как Италия и Испания, совокупный ВВП которых составляет более четверти ВВП всей Еврозоны.
Не секрет, что продолжающийся несколько лет кризис привел к росту националистических и евроскептических настроений и в Европе. Один из тех, кто эти настроения поддерживает, это Найджел Фаредж, глава правопопулистской британской Партии независимости. Будучи депутатом Европарламента, он открыто выступает за то, чтобы его страна покинула ЕС. Выборы в Италии для Фареджа - пример успеха евроскептиков. Общая европейская валюта, по его мнению, ответственна за экономические проблемы стран юга Европы.
Как отмечают аналитики, этот европейский саммит не способен решить всех проблем, однако новая тенденция уже обозначилась. Европейские политики должны реагировать на изменившиеся условия, и искать компромисс между политикой, направленной на наведение порядка в бюджетной сфере и снижение долгов и политикой стимулирования, которая предполагает как одну из основных мер – включение печатного станка. Теперь европейские лидеры хотят не просто ужесточения, им нужно, чтобы фискальная консолидация не создавала слишком сильных препятствий для роста экономики.
В итоге европейская валюта откорректировалась к верхней границы валютного коридора 1,30-1,31 долларов, который остается актуальным для пары евродоллар с конца февраля этого года