Драматичные выборы в Италии вернули на первые страницы европейских экономических изданий тему долгового кризиса. Внеочередные выборы в Италии не внесли ясность в политическую жизнь страны. Победителем провозглашена левоцентристская коалиция во главе с лидером Демократической партии Пьером Луиджи Берсани. В нижней палате парламента её отрыв от основных соперников – правоцентристов под руководством Сильвио Берлускони минимален.
По закону даже с перевесом в один голос Берсани может формировать правительство. Но в сенате у левоцентристов всего 113 мест. Даже если Берсани удастся помириться с центристами уходящего премьера Марио Монти , этот не даст ему необходимых 158 голосов сенаторов. Нет абсолютного большинства и у Берлускони, хотя он и взял Сенат. При этом выборы ознаменовались неожиданным прорывом общественного “Движения 5 звезд” известного сатирика Беппе Грилло – ему удалось набрать около 25% голосов. Аналитики не исключают, что если политические соперники не сумеют договориться, придется назначать новые выборы.
“Катастрофу можно предотвратить, они должны это сделать, – говорит Джеймс Вальстон , профессор Американского университета Рима. – Президент Наполитано и победивший – или почти победивший – народ должны прийти к какому-то соглашению. Но в течение нескольких месяцев ситуация будет оставаться весьма болезненной, пока не наступит какое-то подобие стабильности”.
Все основные рыночные индикаторы, указывающие состояние нестабильности и близость к кризису резко пошли вверх. Стоимость страхования итальянских облигаций от дефолта также выросла, и это касается не только Италии. Фондовые рынки из-за итальянских выборов падают по всей Европе.
Долги Италии – 126% ее ВВП или 2 трлн. евро, чтобы их обслуживать правительство занимает деньги на открытом рынке. Чем выше ставки по облигациям, тем больше расходы бюджета. Критически важный день – среда: Италия размещает эталонные 10-летние облигации на 4 млрд. евро. Между тем, на вторичном рынке доходность этих бондов уже подскочила до 4,8%, максимума с начала декабря.
Между тем, волна неопределенности кругами распространяется от Италии на другие проблемные страны Еврозоны, которые вошли в группу с популярным еще года три названием PIIGS – Португалия, Греция, Испания. Ставки по облигациям Испании, Португалии и Греции во вторник выросли. От нового витка долгового кризиса, который предсказывают еврозоне обеспокоенные результатами итальянского голосования аналитики, в первую очередь может пострадать Испания. В прошлом года она чудом избежала обращения за помощью к Евросоюзу, дело ограничилось финансированием рекапитализации испанских банков.
В самой Италии после выборов назревает политический кризис, так как не одна из партий не может сейчас самостоятельно сформировать правительство. Политическим тупиком уже назвали результаты прошедших в Италии парламентских выборов. Нижняя палата итальянского парламента оказалась в руках левоцентристов, в то время как в Сенате ситуация пока неясна. Два фаворита идут буквально ноздря в ноздрю. Но в любом случае между блоком Пьера Луиджи Берсани и правоцентристами Сильвио Берлускони разрыв окажется минимальным. Пока же ни одна политическая сила в стране не получила возможности, по мнению наблюдателей, эффективно управлять государством.
Между тем, в Европе вновь заговорили о новом витке европейского долгового кризиса. Положение Италия в Еврозоне очень значительно, и не идет в сравнение в с Грецией, Италия третья по величине экономика, после Германии и Франции. Аналитики опасаются, что если Италия пойдет по греческому пути, Еврозону спасти не удастся, так как на покрытие долгов Италии у Европы просто не хватит денег. А если учитывать особое мнение Германии по теме закрытия чужих долгов за счет собственных средств, то может воплотиться в жизнь сценарий, который провозгласил еще в прошлом году Сорос, Германия сама может выйти из зоны Евро.
Между тем на валютном рынке торги проходили весьма нервно и особой тенденции рынки не сформировали. Так как к теме Италии, прибавилась тема слушаний по секвестру бюджета США. На этом фоне ни по доллару, ни по евро нет определенных стимулов для роста