В 2012 год уходит в историю. Итоги уходящего года не были особо радующими, однако можно уже сказать, что и многие прогнозируемые в начале года катастрофические сценарии для мировой экономики не сбылись, аналогично концу света 21 декабря 2012 года.
В отношении Еврозоны в 2012 году предрекался распад единого европейского пространства. Прогнозировалась что это начнется прежде всего с выхода Греции из Еврозоны, что создаст эффект домино, и за Грецией последует Испания, Португалия, под вопросом также окажется нахождение в Еврозоне третьей по величине экономики Еврозоны – Италии.
По поводу Греции большинство аналитиков склонялось к тому что Греция не сможет удержатся в рамках Евросоюза, уж слишком несговорчивые были греческие политики к требованиям Евросоюза и МВФ, а позиция Германии была слишком жесткой по отношению к нарушителю европейских правил. Однако в реальности радикальных изменений в отношении Еврозоны не произошло. Несмотря на то, что в первой половине года крайне обострилась ситуацию вокруг стран должников Еврозоны, а именно на первый план вышла Испания, затмив собой проблемы Грецию. В разразился экономический и политический кризис, кроме проблем безработицы, которая в Испании достигла 20 процентов, и огромного государственного долга, целостность самой страны встала под угрозой, в трех провинциях Испании, одна из которых самая богатая – Каталония, усилились сепаратистские настроения.
К середине года кризис достиг максимального масштаба. И казалось самые мрачные прогнозы начинают сбываться. Европейские кредиторы – Центробанк, Еврокомиссия и Международный Валютный Фонд столкнулись с непростой дилеммой относительно выдачи 44 миллиардов евро Греции. Если бы греческое руководство лишилась этих денег, то дефолт был бы неизбежен. Следует отметить что, эту проблему европейцы смогли решить к концу года. Только в конце года к кредиторам пришло полное понимание того, что в случае дефолта Греции всему региону «мало не покажется», а уж о судьбе евро можно даже не рассуждать.
Распад еврозоны обсуждался экспертами всего мира как нечто весьма обыденное. Самым оригинальным в этих размышлениях стал знаменитый Дж. Сорос, заявивший, что еврозону должна покинуть не Греция, а Германия, для того, чтобы снизить стоимость единой европейской валюты. Обратной стороной этого процесса, по его мнению, станет уменьшение долгов остальных стран. Конечно, кредиторы не станут придерживаться столь экстремальных советов и пойдут своим путем, накачивая экономики «утопающих стран» новыми кредитами. К весне текущего года ЕЦБ выдал банкам сумму, превышающую 1 трлн. евро, но существенных изменений в долговые проблемы это не привнесло. Критически поразмыслив над ситуацией, Еврокомиссия вместе с тем же ЕЦБ, и главными тяжеловесами Еврозоны Германией и Францией решили пойти на радикальные меры – изменить структуру всей банковской системы путем ликвидации национальной системы банковского надзора. Взамен нее был сформирован наднациональный банковский союз, а также фонд. Из этого фонда банки смогут получать средства, независимо от национальных правительств.
Поворотным моментом в судьбе Еврозоны можно считать неожиданное заявление Европейского Центробанка, о том что ЕЦБ не намерен стоять в стороне от проблем Еврозоны. Источником оптимизма стало заявление Председателя Европейского Центробанка Марио Драги, который заверил рынки, что главный регулятор сделает все возможное для спасения Еврозоны от долгового кризиса. В частности он заявил, что ЕЦБ готов к выкупу гособлигаций проблемных стран Еврозоны, причем объемы этих покупок будут диктоваться складывающейся ситуацией с долгами конкретных стран. Эти меры призваны снизить чрезмерно высокие проценты по суверенным облигациям ряда стран еврозоны, создающие угрозу дефолта. Драги также отметил, что в ситуации, когда стоимость заимствований препятствует функционированию каналов проведения валютной политики, этот вопрос относится к сфере полномочий ЕЦБ. Обещание спасти еврозону вызвало воодушевление на европейских рынках.
Следует отметить, что 2012 году произошло еще одно важное событие для Еврозоны. Во Франции приходит к власти президент социалист Франсуа Олланд, который провозглашает новый экономический курс Франции, который в итоге изменил расклад политических сил в Евросоюзе. Франсуа Олланд объявил, что стратегия затягивания поясов, проводником которым до этого являлась Германия в тандеме с Францией, при Николя Саркози, является пагубной и ведет в тупик и необходимо сосредоточится на проблемах экономического роста. В итоге Германия перестает быть основной доминирующим началом, в противовес ей возникает блок Франция, Италия и Испания. К тому же ЕЦБ получает поддержку со стороны Франции. В итоге концу года тема Еврозоны теряет свою остроту и уходит на второй план.
США. Главной точкой опоры в мировом экономическом пространстве в течение всего текущего года были, несмотря на все пессимистичные прогнозы, Соединенные Штаты. Экономические показатели этой страны выглядели весьма неплохо – так в предпоследнем квартале рост ВВП страны составил 3.1%, хотя по прогнозам эта цифра колебалась в пределах 2,6% – 3%. Ключевые сектора экономики также показали положительную динамику. Всё это позволяет надеяться на то, что Америке удастся возглавить «спасительный эшелон», который сумеет вытащить из трясины другие страны. Однако в реальности все оказалось не так оптимистично, как в случае с Еврозоной. В 2011 году администрации Белого Дома пришлось пойти на уступки республиканской партии, которая буквально саботировала рассмотрение закона о поднятии планки государственного долга и отменить требование увеличения налоговых выплат для богатых. Эта тяжба привела к снижению кредитного рейтинга Америки и чуть не вызвала технический дефолт.
Прошло более года, а ситуация коренным образом не изменилась в лучшую сторону, скорее наоборот – масштабы проблемы разрастаются и уже в первый день нового года Штаты могут вплотную подойти к краю «фискальной пропасти», поскольку к этому моменту во-первых, закончится срок действия налоговых льгот, во-вторых, вырастут подоходные налоги в - третьих, уменьшатся выплаты по безработице и, в дополнение ко всем несчастьям, начнется реализация мер по сокращению расходов. Если Президент не сумеет найти общего языка с конгрессменами, то американская экономика окажется в роли заложницы. Тема «фискального обрыва» стала главной темой на мировых финансовых рынках в конце уходящего года.
Интрига сохраняется вплоть до конца года. Переговоры между администрацией США и республиканской оппозицией о путях предотвращения "фискального обрыва" завершились безрезультатно. Стороны не смогли прийти к соглашению о том, как избежать одновременного секвестра бюджета и повышения налогов, которые угрожают американцам уже в начале 2013 г. Глава государства Барак Обама заявил, что, несмотря на неудачу, сохраняет веру в успех переговоров. " Состоялась конструктивная, хорошая дискуссия, и я настроен сдержанно-оптимистично…", - сказал президент США.
Итак, несмотря на проблемы и угрозу для мировой экономики, можно сказать, что 2012 год стал переломным не столько в экономическом, а скорее в психологическом плане. Рынки убедились, что быстрых решений не существует, однако появилась уверенность в том, что политики ключевых экономических держав двигаются в верном направление. Главным же итогом года стала уверенность что зону Евро просто так сдавать никто не собирается. Евро настолько сильно уже вплетена в мировую финансовую систему, что отказа от нее уже не будет. ЕС приносит реальную выгоду ее членам (от Германии и Франции до Эстонии, Польши, Чехии, Болгарии и других государств), создав самый мощный внутренний рынок внутри Европы, который превосходит внутренний рынок США. Сами европейцы не мыслят уже свою жизнь без ЕС и Шенгенской визы в рамках объединенной Европы, где можно жить в любой из стран, свободно пересекать границы, продавать товары и услуги.