Пожалуйста, введите имя пользователя или электронный адрес, указанный при регистрации. Если Ваше имя пользователя или электронный адрес присутствуют в нашей базе данных, Вы получите дальнейшие инструкции как сменить пароль.
Форекс евро доллар Север и Юг Еврозоны, финансовые войны
С самого момента кризиса в Еврозоне происходят локальные финансовые войны между двумя экономическими моделями. Кризис расколол зону обращения единой валюты на кредиторов и должников. К первым относятся страны Средиземноморского побережья – Италия, Испания, Греция, Португалия – Юг Европы, ко вторым Север – Германия, Финляндия, Страны Бенилюкс.
К слову сказать, экономический водораздел между «северянами» и «южанами» существовал внутри Еврозоны с самого начала введения единой валюты. Причем различные экономические концепции в годы экономического бума прекрасно сосуществовали и дополняли друг друга. Однако, с началом кризиса в Европе, стало понятно насколько экономические модели принятые на севере и юге различны. Различия выявились именно в методах преодоления кризиса. Рецепты для одной экономической модели, не подходят к другой.
Южная экономическая модель. Южане привыкли к периодически девальвируемым и спокойно относятся к инфляции. Главный рецепт для экономик этих стран, когда приток денег создавал финансовые мыльные пузыри и шло нарастание внутренней задолженности – это девальвация национальной валюты, при которой резко возрастала конкурентность местных товаров на внешних рынках. При этом страна испытывала экономические трудности, но со временем эффект дешевой национальной валюты оказывал позитивное влияние на экономический рост.
Северная экономическая модель. Северяне же привыкли жить по средствам, главная ценность для них является устойчивость и стабильность национальной валюты, при этой экономической модели главной заботой государства и Центробанков является контроль за инфляцией и за сбалансированностью бюджета, при котором исключается лишние затраты бюджета.
Все дело в том, что при создании единой валютной зоны, за основу была взята Северная модель. А именно немецкая концепция. Европейский Центробанк создавался в основном на концептуальной основе Бундесбанка – Центрального Банка Германии. А в основу экономической философии Еврозоны были приняты ряд пунктов, отвечающих именно северной экономической модели. Первое – инфляция является социально-экономическим злом, поскольку она обесценивает труд и съедает благосостояние граждан, поэтому главная роль Центробанка является контроль за печатным станком, при этом ЦБ должен быть независим от правительства. Второе – за обеспечение финансовой стабильности, контроль за состоянием бюджета и государственных финансов должны отвечать правительства стран входящих в валютный союз. Причем отвечать правительства должны не только перед своими избирателями, но и должны нести ответственность и перед Евросоюзом и пред другими членами Еврозоны.
Вопрос не в том, какая из этих двух исторически сложившихся концепций лучше или хуже для той или иной конкретной страны. Просто денежная единица евро была задумана и сконструирована на основе "северной" модели, а потому в "южном" варианте не будет работать. Поэтому то, что для сторонних наблюдателей зачастую выглядит как навязывание другим странам воли Германии, является всего лишь борьбой за соблюдение основополагающих принципов Европейского валютного союза, с которыми "южане", вступая в него, соглашались в свое время в полном сознании и твердой памяти.
Франция. Роль Франции в Еврозоне стоит отдельно подчеркнуть. Экономическую модель Франции можно отнести отчасти к северной, отчасти к южной модели. Еще полтора десятилетия назад французы считались довольно типичными представителями "южной" валютной концепции, однако благодаря последовательному курсу Жан-Клода Трише, возглавлявшему ЕЦБ с 2003 по 2011 годы, и президентству Николя Саркози вторая по размерам экономическая держава еврозоны превратилась в довольно решительного "северянина".
Германия, в лице Франции, при президенте Саркози, имела надежного партнера. А Европейский Центробанк, во главе с Жан-Клодом Трише строго выдерживал «северную линию». Что давала Северным странам Еврозоны подавляющее политическое и финансовое преимущество.
Однако, в начале этого года все изменилось, в сильно полевевшей Франции к власти пришли социалисты, и новый президент Франсуа Олланд провозгласил в финансово-экономической сфере явно "южный" политический курс (хотя суровые реалии жизни уже заставляют его корректировать свою позицию). В Еврозоне создается «Южный блок» - Франция, Италия, Испания. А в ЕЦБ сменяется руководство, во главе которого становится итальянец Марио Драги, сторонник южной концепции. Это уже серьезная оппозиция Германии, с которой последняя уже не может не считаться. Под давлением южного блока и при поддержке ЕЦБ, летом этого года на саммите стран Еврозоны принимается новая концепция Еврозоны, при которой по сути долги Южных стран распределяются между всеми странами входящих в валютный союз. Что очень не нравится Северным Странам. В Германии оппозиция обращается в Конституционный Суд о правомерности участия этой страны вообще в европейских финансовых институтах взаимопомощи, что ставит под угрозу существование самой Еврозоны, в Голландии проходит всенародный референдум о целесообразности нахождения в зоне евро, Финляндия всерьез рассматривает вопрос о выходе из Еврозоны. Однако до серьезного размежевания дело не доходит, в этих странах евроцентристы все таки получают очередной карт- бланш. В Германии конституционный суд поддержал евроинтеграционную политику кабинета Ангелы Меркель. На досрочных парламентских выборах в Нидерландах, состоявшихся 12 сентября, верх взяла проевропейская Народная партия за свободу и демократию (НПСД), возглавляемая премьер-министром Марком Рютте. А евроскептики потерпели явное поражение.
Однако в начале этой неделе, северяне вновь выразили свое мнение. Во вторник Германия, Нидерланды и Финляндия выступили с совместным заявлением, в котором изложены принципы формирования европейских стабилизационных механизмов, отличные о тех договоренностей которые были приняты летом этого года. В частности в них говорится, что постоянно действующий стабфонд ESM, первое заседание правления которого состоится 8 октября, «может взять на себя прямую ответственность, возникающую в рамках новых надзорных функций, но токсичные [банковские] активы должны находиться под ответственностью национальных правительств».
Таким образом, кредитные средства, перечисляемые через стабфонд ESM на программы рекапитализации европейских банков, будут автоматически расцениваться как долг национальных правительств. Тогда как в соглашениях июньского саммита лидеров ЕС предусматривалось, что ESM будет перечислять деньги напрямую проблемным банкам, получая взамен залоговые активы, и национальные правительства не будут отвечать за эти долги.
Кроме этого три северные страны выразили несогласие с идеей наделение европейских фондов банковской лицензией. Таким образом, кредитные средства, перечисляемые через стабфонд ESM на программы рекапитализации европейских банков, будут автоматически расцениваться как долг национальных правительств, и не будут финансироваться средствами Европейского Центробанка. Таким образом, тройка северных стран готовят некоторый откат от июньских договорённостей, когда саммит стран Еврозоны принял решение привлечь всю мощь ЕЦБ для финансирования задолженности южных стран.
Так что борьба двух концепций в Еврозоне далеко не закончена, и получила продолжение. Что в свою очередь вновь ввело в ступор европейски и мировые рынки.