Закончился наиболее тяжелый в истории мировой экономики год. Кризис охвативший весь мир был назван самым тяжелым и затяжным со времен Великой Депрессии в США и Второй Мировой Войны в Европе.
Кризис начавшийся в США, дал толчок мировому финансовому коллапсу в середине 2008 года, отсчет начала кризиса можно вести с краха крупнейших американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac. Хотя кризисные признаки проявились в США уже с конца 2007 года, однако тогда казалось что пронесет, а негативные сигналы от самой крупной экономики мира считались тогда всего лишь небольшой коррекцией.
Однако не пронесло, мыльный пузырь раздувшийся на дешевых кредитах в США лопнул потянув за собой в бездну спада всю мировую экономику, показав зависимость всего экономического мирового уклада от США, вернее от доллара.
В сентябре 2008 года правительство США объявляет по сути о национализации агентств Fannie Mae и Freddie Mac, спасая их во избежании повторения банковского краха 30 х годов прошлого века.
Впоследствии за эти действия правительства США, Уго Чавес назовет республиканца Буша, сторонника либерального подхода к экономике «товарищем».
Федеральный Резерв между тем предпринимает шоковые действия. К концу года ставка ФРС была снижена практически до нулевой отметки, за 15 месяцев, с 5,15%. Это самые рекордные сроки снижения основной ставки за все время существования Федерального Резерва. А столь низкой ставка не была с 1954 года.
Однако это мало помогло рынкам, и в конце 2008 года на последнем заседании FOMC Федеральный Резерв практически расписывается в бессилии, объявляя о том что меры контроля над экономикой в виде главного регулятора – ставки рефинансирования исчерпаны. ФРС практически теряет контроль над ситуацией. Удешевление денег не привело их к возникновению. Бен Бернанке объявляет о том что Федеральный Резерв приступает к новому этапу в своей политике, а именно переходит к политике так называемого количественного смягчения, начинает напрямую финансировать правительство США, путем скупок казначейских ценных бумаг. Другими словами ФРС просто начинает печатать деньги.
Объявив амбициозную программу выкупа на $1,25 трлн. За 2009 год он выкупил уже более чем на $0,9 трлн. ФРС не просто сделал деньги почти бесплатными, он начал их вводить в экономику США почти насильно, существенно поддерживая финансовые рынки. Кроме того, ФРС объявил программу выкупа американских правительственных облигаций на $0,3 трлн. И та, и другая программы шли в противоречие с обычно принятыми в США либеральными взглядами на экономику, а последнее – в противоречие даже с учебниками по макроэкономике для первого курса (центробанк не должен напрямую финансировать правительство).
Это все сопровождается падением биржевых рынков и овалом нефтяных цен.
В начале года были предприняты беспрецедентные меры по стимулированию экономик, самые масштабные валютные гос вливания были в США и Китае, более осторожные действия предпринимали ЕЦБ и правительства Германии, Франции и других европейских стран.
В США кроме этого начало кризиса совпало с президентскими выборами, тихо ушел Буш младший, его место занял молодой и амбициозный лидер Барак Обама. Надо сказать, что с Обамой были связаны большие надежды американцев на скорейшее преодоление кризиса.
На фоне этого страны с развивающимися экономиками, страны БРИК – Китай, Индия, Бразилия и Россия дружно заявили о крахе доллара – как международной валюты и переходе в международных расчетах на некую альтернативу. Однако, как говориться больной оказался скорее жив, чем мертв. Заменить доллар как оказалось нечем, и по большому счету никто этого не захотел.
Случилось нечто парадоксальное. На фоне общего спада доллар стал валютой убежищем, что можно видеть на ценовом графике евродоллар – с начала лета 2008 по конец этого года – доллар стремительно набирал вес.
Введенная еще прошлой американской администрацией программа TARP (созвучно с trap – ловушка) – программа временного выкупа за счет бюджета проблемных активов банков, обеспеченных ипотекой в размере до $700 млрд. Слово «ловушка» здесь наполнено несколькими смыслами сразу: от прямой поддержки банковской системы путем «вылавливания» проблемных активов до ироничной ловушки для получивших поддержку финансовых институтов – в частности, они не могли выплачивать бонусы своему менеджменту. Именно последнее является главной причиной того, что вся сумма, выделенная в рамках программы, даже не была востребована, а фининституты действительно стремятся вернуть средства TARP бюджету как можно быстрее.
Конечно, к этой программе огромное количество претензий у конгресса (например, как определять цену проблемного актива, если нет рыночной цены) и подозрений в ее коррупционности (не взятки имеются в виду прежде всего, а использование связей американских фининститутов в правительстве США вплоть до трудоустройства членов уходящей администрации). Однако вряд ли стоит сомневаться в ее эффективности с макроэкономической точки зрения. Надо было разорвать замкнутый круг снижения стоимости активов – снижение стоимости акций фининститутов и распродажа этих активов для получения ликвидности и сокращения убытков – новый виток снижения стоимости активов. И этот круг был разорван.
Банки получили «свежие» деньги, в которых так нуждались в разгар кризиса. Это далеко не всех из них спасло от разорения, что нормально, однако крупнейшие в истории США банковские крахи 2008 года не спровоцировали банковской паники.
При этом государственный долг США вырос до астрономических размеров и достиг 10% ВВП. Однако за счет внутренних резервов США не смог бы преодолеть кризисных явлений в экономики. Программа Федерального Резерва и правительственные меры по господдержке возымели некоторый успех.
От спада в первых двух кварталах 2009 года экономика США перешла к росту. В третьем квартале несмотря на то, что предварительные оценки были завышены – все таки рост ВВП составил 2,2 %, а четвертом квартале прогнозируется рост до 4,0%.
Схожие процессы происходили и в других регионах мира, идущих в форватере экономики США – в ЕС, в азиатском регионе.
Масштабное удешевление доллара, на фоне признаков роста в мировой экономике приводит к очередному удешевлению доллара. Позитивные тенденции в экономике ЕС и Китае побуждают инвесторов к рискам – и вложениям в более рисковые активы. А между тем удешевление доллара дает конкурентные преимущества для американских товаров.
Итак, что же дальше?
Как, оказалось рост экономики США далеко не однозначен, падение удалось предотвратить, однако к стабильному росту экономика США так и не вернулась. Ситуация на трудовом рынке не преодолела критической отметки – рост безработицы только приостановлен. Декабрьский отчет по занятости впервые показал, что рост количества безработных не превысил предыдущего показателя и даже несколько снизился с 10,5 % до 10,2%. Показатели активности в промышленности дают противоречивые сигналы. Та же ситуация и в Европе.
Что теперь?
Правительства США, Европы и других стран, в Ом числе и Китай достаточно накачали денег в экономику. Однако к быстрому рывку это не привело. А между тем лимит этих мер подходит к концу. Если и дальше продолжать накачивание экономики деньгами это приведет к возникновению нового мыльного пузыря в финансах, что может привести ко второй волне кризиса. Разгон инфляции, на фоне спада в промышленности, рост обесцененной денежной массы – новый виток кризиса может оказаться помощнее первой волны.
И о этом уже было заявлено и Федеральным Резервом и европейским Центробанком. Меры по сворачиванию излишнего финансирования начались уже в конце 2009 года. Пузырь уже не надувается.
Однако и резкое сворачивание этих мер также может привести к росту негативных настроений. Так как производство без программ стимулирования еще не вышло на самостоятельные рельсы – и лишение ее сейчас допинга, в виде дешевых кредитов и гос поддержки может привести к резкому спаду и новой волны увольнений. Что также соответственно приведет даже не ко второй волне кризиса, а к некоему дежавю – возврата к ситуации конца 2008 года.
Итак, ситуаций пока что тупиковая. Правительства мировых держав думается явно поторопились с провозглашением победы над кризисом.
Косвенным свидетельством нерешительности инвесторов может служить укрепление позиций доллара, на фоне последних в прошедшем году негативных данных как по Европе так и по США. С начала декабря доллар сошел с годовых минимумов, с отметки 1,5 долларов за евро и укрепился до 1,42 доллара, то есть за месяц подорожав больше чем на 5 процентов. Инвесторы вновь видят в долларе – валюту убежище.
Федеральный Резерв уже начал проводить меры по охлаждению финансовых рынков, путем обратного выкупа казначейских и ипотечных ценных бумаг. Также ФРС возможно поднимет ставку, однако это произойдет, как считают аналитики не раньше второго квартала 2010 года. Так что скорее всего коррекция доллара может быть продолжена в с начала года.
